6 дней за рулем, 3 разные машины, 1700км.
Крит — греческий остров в Средиземном море. Единственный рациональный способ путешествия по нему — прокатная машина, т.к. такси очень дорого (1€ за километр), междугородние автобусы ходят по неудобным маршрутам и тоже довольно дороги (60 км — 7.6€ с человека), а про конские цены на экскурсии от туроператоров и говорить не приходится.
С прокатом на острове все более чем хорошо — прокатные конторы есть во всех даже самых далеких деревнях, машины более менее свежие, цены доступные.
Итак, по порядку.
Водительское удостоверение. Вообще, по закону необходимо иметь международное водительское удостоверение, но по факту, бóльшая часть россиян ездит по нашим национальным правам. Прокатчики дают машины по нашим правам без проблем. Как обстоит дело с полицией и страховыми компаниями — к счастью не знаю. Мой совет — получить международные права, благо стоит это не дорого и по времени не затратно.
Бензин. Дорогой. Почти два евро за литр 95-го, причем все прокатные машины ездят исключительно на 95-м. Во всех заправках цены разные, в глубинке цены могут быть как гораздо ниже, чем в «центре», так и гораздо выше. Неприятная неожиданность — на рекламных щитах автозаправки Shell стоит очень привлекательная цена 1.728€, а в реале заправляют за 1.798€.
Дороги. Хорошие. Почти везде отличные дороги с разметкой, знаками и указателями. В самой глубинке встречаются ямы на дорогах, но в целом — просто прелесть. Единственная неприятность — знаки. Не знаю в чем причина, но большинство знаков либо закрашены маркерами, либо залеплены полупрозрачной белой пленкой так, что приходится в них вглядываться, чтобы прочесть. Кроме того, на обочинах растут густые заросли, которые хорошо прикрывают знаки. Будьте осторожны, не проморгайте ограничения скорости, т.к. штрафы очень высоки. Например за непристегнутый ремень 100€, превышение — от 200€, красный свет — 700€.
Навигация. Хорошая. По всему острову стоят знаки с указанием основных и не основных населенных пунктов на греческом и английском языках. Кроме того есть одна особенность — специальные знаки на коричневом фоне, которые указывают на интересные туристические объекты. Кроме того, после знака прямо на дороге начинает появляться отсчет до объекта в километрах. 1000м, 700м, 100м, 0м — вы прибыли в место назначения. Но я решил перестраховаться и купил навителовскую карту Греции, которая сильно облегчила поездки.
Водители. Аккуратные. Но правила не соблюдают — превышение, обгон через сплошную и прочие нарушения встречаются в избытке. Несмотря на это, за все время не видел ни одной аварии и ни одной битой машины. Интересная особенность: когда местные идут на обгон — мигают фарами, мол, я поехал. И еще они очень доброжелательны — на узких улочках разъехаться тяжело, один водитель уступает, второй обязательно помашет рукой в знак благодарности. Местная примета, если видишь автомобиль с включенными днем фарами — это российский турист едет, включил по привычке.
Полиция. Неподкупная. Бравые мускулистые ребята на белоснежных полицейских машинах — загляденье, не то что наши пузаны. Бывает стоят в кустах с радаром, бывает ездят прям по трассе и ищут нарушителей. Несколько раз видел, как догоняли нарушителей, останавливали и выписывали штраф. В общем, не нарушайте. Несмотря на то, что интернеты говорят, мол полицию на Крите редко встретишь, я видел ее стабильно 2-3 раза в день.
День первый. Бали — ущелье Имброс — Хора Сфакион — ущелье Арадена — Франкогастелло — Бали
Остановились мы в деревне Бали, которая находится между столицей острова Ираклионом и крупным городом Ретимно. До этих городов от нашей деревни порядка 30км по новой национальной дороге.
Гостиница — Bali Beach & Village 3*.
Так как нас в общей сложности было 6 человек, решили взять машину повместительнее, чтобы и не теснится, и с полицией проблем не иметь. Прямо напротив нашего отеля находилась прокатная контора Safe Rental, на пороге стоял Fiat Doblo. Цена — 70€ в день, чем больше дней, тем дешевле. Неожиданно цена опустилась до 270€ за пять дней с полной страховкой. Посравнивав цены, решил — надо брать.
В общем, первая машина — Fiat Doblo, 8 мест, объем 1.4 литра, кондер, передний привод. Очень тяжело ей ехалось по местным серпантинам, а их тут в избытке, т.к. остров — это один сплошной горный массив. Но несмотря на сложный рельеф и шесть человек народу, расход относительно небольшой — 7-8 литров на сотню.
Первый пункт назначения — Имбросское ущелье, второе по популярности на Крите, его длина составляет 7 км. По дну есть пешеходная тропа, которая выходит прямо к морю, но мы матрасники, поэтому едем вдоль него на машине.
Следующий пункт — деревня Хора Сфакион, где необходимо передохнуть и перекусить. Покушать в критских тавернах — это съесть несколько тарелок мяса-рыбы-салатов (т.к. глаза разбегаются и хочется попробовать всего), а после — получить комплимент в виде арбуза и раки (местной самогонки из виноградных косточек). Причем греки — народ очень неторопливый и любая трапеза в таверне затягивается на час-два. Но это очень вкусная и душевная трапеза.
Поев и покупавшись, выдвигаемся в сторону деревни Арадена и Араденского ущелья. Как говорят, в 40-х годах в деревне разгорелась самая известная межродовая вендетта, поэтому деревня опустела и на сегодняшний день заброшена. Деревня находится на самом краю красивейшего ущелья высотой около 140 метров, через которое переброшен узенький автомобильный мост. Доски на этом мосту не закреплены и когда машина проезжает, стоит жуткий гул. Проезжать мост отважится не каждый, да и пешком пройти не все решаются. На фотографии высоту сложно оценить, но для сравнения посмотрите на деревья на правом краю, они в два раза выше человека.
Последний на сегодня пункт назначения — крепость Франкогастелло. Обычная пустая крепость, ничего особо интересного. Находится прямо на берегу моря, потому там решили передохнуть и искупаться. Критяне разделяют омывающее их Средиземное море на четыре, в частности здесь (на юге) находится Ливийское море, которое отличается глубоким синим цветом.
Время было позднее, экскурсия окончена, пора было возвращаться по гостиницам. Решили проехать по более короткой дороге, чтобы не делать круг и проехаться по новым местам. Навигатор бодренько проложил маршрут и мы поехали. Кто бы знал, как он нас поведет! Этот маршрут оказался одним из самых сильных впечатлений от Крита. Дорога чуть шире машины; с одной стороны скалы и камни, с другой обрыв без какого-либо отбойника; угол подъема на поворотах — градусов 30; асфальт кое-где провалился со стороны обрыва. Сколько было поворотов по этому серпантину и сколько было ахов-вздохов от пассажиров — не знаю, но точно больше двадцати. Повезло, что эта дорога заброшена и нам по пути попалось всего две машины в более менее широком месте, умудрились разъехаться.
В общем, считаю, что эта дорога должна стать одним из туристических маршрутов, тем более что наверху были обалденные пейзажи, которые больше мне на Крите нигде не встречались.
День второй. Бали — пещера Мелидони — Аргируполи — озеро Курна — Бали
Второй день обещал быть поспокойнее. Ехать не так далеко, никаких ущелий и серпантинов. Самая ближняя к нам достопримечательность — пещера Мелидони. Довольно большая с красивой подсветкой и интересной историей.
После нее едем в деревню Аргируполи, там бьют серебрянные ключи. На этом месте построили кучу таверен, в каждой свой миниводопад от этих ключей и бассейны с живыми форелью-осетрами. Заказываешь себе форель, сам ее вылавливаешь и потом тебе готовят — вкуснотища. Кроме того, тут увидели местный способ приготовления баранины — в огромной печи разжигают огонь, вокруг него подвешивают большие куски баранов и томят-коптят несколько часов к ряду, невероятно вкусное и мягкое получается мясо.
Вдоволь поев и нагулявшись едем дальше — на озеро Курна. Единственное естественное пресное озеро на Крите. На берегу пасется стая уток-гусей, которые так привыкли к людям, что не боятся есть буквально с рук. В самом озере, говорят, живут змеи и черепахи, по этому поводу дают покататься катамараны, т.к. те живут на противоположном берегу. Но никто из туристов этих змей и черепах и не видел. Озеро очень чистое и теплое, но дно каменистое и ходить по нему без обуви крайне неприятно.
День третий. Бали — Матала — Агия Галини — Триопетра — Спили — Бали
Надо сказать, что ездить на машине целый день под солнцем да еще и с ребенком очень утомительно. Потому у нас были дни отдыха, когда весь день проводили на пляже и из гостиницы дальше чем в магазин не ходили. Тем не менее наш Фиат без дела не стоял: пока мы матрасничали, на нем ездил кто-то другой из нашей компании.
Итак, третий день экскурсий был посвящен южным пляжам Крита, так уж получилось. Из Бали двинулись напрямую в город Матала. Он интересен своим пляжем, который находится рядом со скалой с прорубленными много веков назад пещерами.
В древние века тут жили древние люди и оставили после себя пещеры. А в 60-х годах тут жили хиппи и оставили после себя краски жизни.
Ветер на пляже был такой силы, что песок больно бил по ногам. Люди умудрялись купаться, а мы, полазив по пещерам, поехали дальше. Ткнули в карту, попали пальцем в деревню Агия Галини и поехали туда. Там ветер был потише, искупались, попили сока-кофе и двинулись дальше. Ткнули в карту, попали пальцем в деревню Триопетра. Деревню не нашли (пара домов не в счет), зато нашли огромный, совершенно пустой пляж с лежаками и зонтами. Когда открыли дверь машины, стало понятно, почему пляж пуст — здесь не ветер, а ураган. Дочку буквально сбивало с ног, она не могла стоять. Песок не то, что бил по ногам, а сильно царапал. Добежали до воды, сфотались и поехали дальше. Ну нафиг такие пляжи.
Из Триопетры поехали через Спили в гостиницу. Спили — симпатичный городок в горах, который к сожалению проехали без остановки, т.к. времени и сил оставалось мало.
День четвертый. Бали — пещера Сфедони — Аногия — Кносский дворец — Бали
Пещера Сфедони — одна из самых красивых и популярных на Крите. Пройти в нее можно только в составе группы, в отличие от пещеры Мелидони. Пещера действительно красива, в ней множество галерей и узких проходов и у нее много интересных историй, например, про найденное тело мальчика, датированное XII веком.
От пещеры мы двинулись в сторону самой высокогорной деревни Крита — Аногии, она находится на высоте 740м над уровнем моря.
Как обычно бывает в деревнях — сквозь нее идет одна основная транзитная дорога, по которой нас и вел навигатор. В одном месте дорогу перекрыли разворачивающиеся грузовики. Ну мало ли в чем дело, ждем, фоткаемся. Грузовики кое-как развернулись, уехали, мы продолжаем путь и видим, в чем же причина такого поведения.
Местные перекрыли дорогу машинами и накрывают столы прямо на проезжей части! Как позже узнали, на Крите свадьбы проходят очень весело и с размахом, приглашенных гостей бывает тысяча-полторы.
Из Аногии двигаемся в сторону Ираклиона к Кносскому дворцу.
Вообще говоря, всякие историческо-археологические достопримечательности нам не особо интересны, но ради галочки надо же куда-то заехать, а Кносский дворец — самый известный и самый крупный на острове. Частично восстановлен археологом Артуром Эвансом. Поразил размер дворца, его площадь почти 2 га, причем построен он был ок. 2000-1700 г. до н. э.
Но самым фотографируемым объектом во дворце было.. небольшое гнездо с птенцами в одной из комнат дворца.
Это был последний день езды на Фиате, пора было его сдавать. Приехал, поставил машину возле конторы, отдал ключи и все. Ничего не проверяли, ничего не смотрели, даже уровень бензина не свреили. В общем, ездить на прокатной машине на Крите — одно удовольствие, даже залог не требуется.
День пятый. Бали — Ретимно — Бали
Еще с первого дня приметил на пороге Safe Rental красивый кабриолет Peugeot 207. Было видно, что он принадлежал хозяину, но после кризиса машину пришлось сдавать в аренду — черные матовые диски, прямоток и прочие «тюнинги». Одной моей мечтой было прокатиться на кабриолете по Европе вдоль моря и гор. Я не мог пройти мимо этой машины. 80€ в день, но нам скинули 10€ за то, что на пять дней брали Фиата.
1.6 литра, 120 лошадей, механика, кондер, жесткая складная крыша. После Фиата этот Пыжик казался настоящим суперкаром. Без проблем ехал по серпантинам, легко ускорялся для обгона. Фиат казался ишаком, а Пежо — диким мустангом. Ветер в лицо, справа море, слева горы, что может быть прекрасней..
Первым делом не спеша отправились в Ретимно, 30 км от нашей деревни. Там находится огромная старая крепость и старый город с узкими уютными улочками.
Говорят, в Ретимно нужно ехать вечерам. Именно на закате он особенно красив. Но мы погуляли днем и все равно понравилось. Ужарившись на солнце, поехали на пляж. Недалеко от Ретимно в сторону Ханьи есть огромная пляжная полоса, длинной несколько километров. Там мы нашли очень хорошее место — таверна, пляж, детский бассейн и детская большая площадка. Все что нужно для семейного отдыха.
Море здесь было очень неспокойным, но ветра не было. Так что вдоволь наплюхались в волнах.
В этот день далеко не ездили. Ретимно, пляж и все — в отель. Но для меня этот день запомнится надолго из-за машины. Все-такие кабриолет — отличная штука, несмотря на то, что на заднем сиденье было очень тесно даже четырехлетней дочке.
День шестой. Бали — Киссамос — бухта Баллос — Ханья — Бали
Вообще говоря в последний день мы хотели прокатиться на кораблике в бухту Баллос, где один из самых красивых пляжей Крита. На Баллос можно попасть двумя путями: 1. взять экскурсию, проехать на автобусе 3 часа до порта, сесть в кораблик, проплыть час до бухты; 2. взять машину, проехать 160 км (из них 8 по грунтовке), потом пройти пешком 2 км. Первый вариант плох тем, что он дороже (~50€ с человека), долго ехать на автобусе, неуютно плыть с тысячью человек на кораблике. Второй вариант плох тем, что страховка не действует на грунтовке (за исключением джипов) и нужно идти пешком под солнцем два километра.
Подумав, решили взять Suzuki Jimny, доехать самим до порта, а там решить — ехать дальше на машине или плыть на кораблике. Взяли в соседней прокатной конторе (в «нашей» не было на нужный нам день) за 55€ с открытым верхом, 1.4 литра, 85 лошадей, на механике, без кондера.
До порта доехали довольно быстро, машинка маленькая и шустрая, но сиденья жутко неудобные, через 100 км спина начала болеть.
В порт Киссамос приехали к самому отправлению корабликов. Посмотрели на цены (25€), на кораблик (весь заполненный, как троллейбус в час пик) и решили ехать самоходом дальше.
Поели в какой-то деревушке в таверне у самой дороги, как полагается на Крите — некоторые столы стояли прямо на дороге.
Отсюда начиналась грунтовка, по которой прокатные конторы не разрешают ездить на пузотерках, только на джимниках и им подобных. Вообще говоря, совершенно нормальная грунтовка с камушками, примерно как у нас на дачах. По дороге встречались пчелиные ульи, мед из которых оказался самым вкусным из тех, что пробовали на острове.
Но вот доехав до места стоянки, пришлось спешиться. Дороги к морю действительно не было — очень крутая гора и крупные валуны, пришлось идти пешком с дочкой на шее. Пройдя полпути нам открылся потрясающий вид, который ни словами, ни фотографией не передать. Та толпа, которая плыла на кораблике эту красоту увидеть не могла никак.
Бухта огромная, везде разное дно, поэтому у воды очень много оттенков. Она очень чистая и очень теплая, купались, не вылезая. В одном месте есть известный «розовый песок», который на самом деле не песок, а очень мелкие ракушки.
На обратном пути проехали через Ханью, которую называют греческой Венецией, но из-за нехватки времени и из-за того, что город сложный с большим количеством машин и односторонних дорог, в старый город мы не попали.
Пора домой.
Как всегда в отпуске, самым грустным была дорога домой. Но впечатлений осталась куча. Также осталась куча мест, до которых мы не доехали: винодельни, часовни, старые города, крепости, ущелья, пляжи и много другое. На Крите очень много всего интересного и достопримечательного, каждый сможет найти себе что-то по душе.
Интересно, почему при таком рельефе там дизель не популярен?
Ага, тоже удивился.
Когда ехал, был уверен, что там дизели.
Виталя, красавец, показал семейству мир!)
DSC_0235.jpg — обосс….ся!
Обалденные места. Обратил внимание, что на всех фотографиях пляжи пустые.
Зажгло внутри. Попробуем в Крыму машину взять на прокат.
Зажгись в Европе машину взять, а не в Крыму
Пляжей дофига, потому и пустые. И вообще там как-то спокойно, никакой суматохи, никакой беготни.
Посмотришь потом фотографии удивишься. Там ничем не хуже.
Пляжи сказочные, искупаться захотелось
Молодцы!
Хорошо пишешь
Тоже захотелось прокатиться по побережью на кабриолете )
Это офигенно и незабываемо. Тёща с дочкой на заднем сиденье, наверное тоже поездку никогда не забудут
Хе, коллега, можно сказать. Отдыхали там-же с 15 по 28 июня, жили тоже в Бали, как отель назывался, не помню — на самом берегу, апарт. Машину брали на 7 дней, за 35 евро в день с полной страховкой, Тойоту Ярис. Просто надо не брать у прокатчиков, а заранее заказывать по инету. Машину нам пригнали прямо к отелю в назначенный день, оттуда-же забрали (точнее, я просто ключи на стойке оставил). Кстати, несмотря на скромные размеры и небольшой движок — 1,3 на 87 коней — она тянула по серпантинам четырёх взрослых и ребёнка со включённым кондеем. Моя Астра в такой ситуации задыхалась бы… респект японцам.
Кстати, за семи дней полицию видел на трассе два раза всего. Превышал неоднократно — на Ярисе совершенно дурацкий цифровой спидометр, с которым за скоростью следить нереально.
зы: яму на дороге нашёл всего одну, но зато качественную. В горах, на узкой дороге в ущелье, здоровенная промоина и яма глубиной сантиметров двадцать. Тормозить не успевал, объезжать было некуда и стрёмно. Притормозил перед ней, потом бросил тормоз, чтобы «отыграло» передом, но всё равно тряхануло сильно, и колпак потерялся, хорошо что фуфло не вздулось. Судя по всему, не заметили, когда сдавал машину =)
На месте узнавал, самая дешевая машина тоже 35 евров, так что можно заранее не бронировать.
Полиции много на национальной трассе, вне ее их действительно не видать.
Ям не много конечно, только на мелких деревенских дорогах. Но одна запомнилась — асфальт провалился так, что образовалась очень глубокая яма на половину ширины дороги. Из-за поворота ее не видать — чуть не влетел, хорошо, что ехал медленно.