Инь-Янь-Хрень. Новосибирск-Сочи-Анапа-Новосибирск на мотоцикле. 2012

Отчёт предоставлен gudvin.

Вводная. Это отчет о поездке Гудвина к теплому морю и всех приключениях с этим связанных .

Как принято начинать отчеты: «А началось все с того…». С чего же все началось? А началось все с того, что закончилось предыдущее путешествие, а именно закончился мотопробег «Волна Памяти», который для меня остановился на Байкале… Те, кто видел ссылку на трек этого путешествия (http://maps.yandex.ru/?um=osJ8LQld7okfvtbbJfA5QOfwolfSoUyY&l=map ) видели, что среди Иркутской тайги мне пришлось садиться на поезд, потом на самолет и лететь в Москву на собеседование, собеседование продлилось 45 минут и потом обратно самолет-поезд-Байкал-Новосибирск.
Так вернемся к вопросу «с чего же все началось?». А началось все с того, что по собеседованию мне пришел отказ (а жаль)… А значит «растрепанные чувства», куча времени и безальтернативная перспектива закрытия сезона дальнобоя через месяцок. Чем не повод «проветрить мозги», если они есть?.. Кроме того, я уже пять лет не видел отца, который живет в Краснодарском крае. А мне нужно задать ему пару вопросов.
Перспектив найти попутчиков для такого дальнобоя практически нет, но для проформы я отписался на форуме о планах населения. Население планировало работать. Завидую. Решено. Значит, «одна каска». Это третий дальнобой за сезон – никаких особых форс мажоров не было. Значит и в этот раз не будет (С. «подумал Пух»). Была только одна проблема. Два комплекта резины за сезон стерлись, а нового комплекта в наличии ни у кого нет. Под заказ идет уже месяц, и когда придет – не известно. Ну что же, значит до ОВ (мотофестиваль «Обская Волна») никуда не уеду. На ОВ, конечно, душевно… Встретил парней с предыдущих двух пробегов (с Киргизии, Казахстана, «Волны Памяти»).
В субботу утром в палатке раздается звонок «Ваши колеса прибыли». Судьба улыбается в 32 зуба. В понедельник в НБС и без записи третье ТО за сезон (по приезду было еще четвертое)), и новые колесики трутся об асфальт, несколько часов на сборы и прокладку маршрута, к Зоргу за Хелплистом (за что конечно, спасибо, хоть и не пригодился, но грел душу). Во вторник «ключ на старт».

http://maps.yandex.ru/?um=sxm94zkStYGU6Y1p…iQr3BvSrJ&l=map

 

Как я писал в предыдущих отчетах, палатка, как оказывается, не очень-то и нужна – небезопасно это и хлопотно, когда есть мотели по приемлемым ценам. Поэтому и в этот раз я отправился налегке – взял с собой только гамак (упаковка размером с кулак) и спальник («смерть туриста», в компрессионном мешке ужимается до трех кулаков). Забегая вперед скажу, что это было слегка опрометчивое решение. Это в Киргизии и Иркутской тайге с сервисом все отлично… Побывайте в Сочи, и Вы как никогда полюбите Египет и Таиланд…
Выезд рано утром и, наконец, к обеду первые настоящие приключения (читай «мелкие неприятности»). Я предпочитаю заправляться в районе 150 км пробега (автономного хода на 180-240 км), при активном откручивании на этом километраже включается резерв. После 90 км пробега на Барабинском перекрестке не обнаружил 95 бензина. Заливать 92 на сомнительного качества АЗС не хотелось, а поскольку я недавно шел по этой дороге, то помнил, что ближайшие 40 км есть еще две заправки Газпромнефти…
Можно уже догадаться, в чем заключалось «увлекательное и незабываемое приключение». Правильно! Первая заправка была закрыта и перетянута ленточкой, вторая обнесена забором и «взорвана» строителями. «На всех парах» (Прим: байкерский фразеологизм, обозначающий езду в экономичном режиме для экономии топлива) домчался до третьей, на которой вообще не было бензина, никакого. Чтобы не обсохнуть в ясном поле, я припарковал мот у кафе, установил замок на тормозной диск (привет Кэшу) и отправился на попутке до ближайшей заправки, 40 км по ходу движения (всего 120 км «сухой» трассы).
Полив парой бутылок минеральной воды клумбу, я залил бензин в пластик (спасибо оператору – вопросов она не задавала) и вышел на трассу. Лет 15 уже не занимался автостопом (во времена моей молодости стопить было проще, пришлось применять смекалку чтоб вернуться к мотоциклу). Все обошлось хорошо и пару полторашек снова привезли меня на эту же АЗС, приключение прошло без жертв среди местного населения. Одна из полторашек поселилась в кофре до самого Новосибирска и один раз даже пригодилась.
Как и многие любители путешествовать, маршрут «туда» и «обратно» я постарался проложить по разным дорогам. Точнее я проложил только «туда», а обратно прокладывал по другим дорогам, уже добравшись до финальной точки.
Первая точка разделения маршрутов – Омск. Туда пошел через Ишим-Бердюжье (как говорил «квартет И»: «Мне нельзя в Бельдяжки. Я женат», но я рискнул). Северная дорога в обход Казахстана – плохой маршрут: полотно в две полосы, разбито или ремонтируется, много фур (у них выбора нет – им через Казахстан весь груз декларировать надо).
Ночь застала за Тюкалинском. Обнаружились первые (и самые главные) сложности путешествия «в одну каску» – все номера в мотелях двухместные, по одному не селят, многоместных номеров «с подселением» нет, одноместных тем более, а выкупать двухместный номер за 1000 р. «идеология не позволяет!». Получается, я за собственные деньги стимулирую владельцев мотелей оказывать плохой сервис и зарабатывать на «мертвых душах», которые фактически не живут (это был кусочек Гоголевского юмора в современном изложении).

Утром Ишим-Бердюжье. Дальнобойщики сказали, что на этом участке осталось 20 км гравийки. Я, конечно, предположил, что она находиться на участке от Бердюжье до выхода на трассу Омск-Челябинск, но оказался не прав. Участок гравийки начинается за 20 км от самого Бердюжья и закачивается перед самым населенным пунктом. Гравийкой этот участок назвать язык не поворачивается, это скорее «брусчатка»… Фуры так впечатали гравий в глину, что он уже не шевелится (что очень удобно для движения двух колес), а потом они окрасили камни в черный цвет своими шинами, и это стало похоже на бульвар. Короче, проезжается он комфортно 50-60 км/ч за 20 минут.
На этом же участке дороги я увидел «ноу-хау» дорожников, когда с двух сторон километровых столбиков одинаковый километраж… Обычно циферки разные, и в пути можно определить расстояние «от» значимого населенного «до» значимого населенного пункта. А тут… сначала я подумал, что проехал 20 км от Бердюжьего и осталось 20 км до трассы (маловато будет), потом проехал 30 и осталось 30… Улыбнуло.
Курган-Челябинск «обычная» российская дорога – много фур, но обгонять вполне можно, но там уже начинается такое явление как «колея». Просадка асфальта по следу колес от фур на 3-15 см, соответственно, это сильно усложняет обгоны. Когда на скорости 100-120 тебе по вдоль нужно перепрыгнуть пару таких импровизированных бордюров «туда», а потом еще и «обратно»… Вот почему иностранцы любят путешествовать на GSах…
Вокруг Челябинска есть окружная объездная, по дороге на Запад указатели ведут слева (через юг). Дорога забита, много поворотов, нет заправок, три «скрытых» патруля ДПС, зато короче и быстрее, но утомляет. На обратном пути указатели ведут по северному объезду, дорога на 20-25 км длиннее, зато вообще свободная, идет по полям и постоянно впечатление, что случайно уехал в какой-то колхоз… нет «такая дорога».
Тут нужно оговориться, что езжу я без навигатора, по бумажной карте и разговаривая с людьми… В настоящий момент я уверен, что это «правильно»… Почему? Примерно 50% мотодальнобойщиков с навигаторами в пути начинают разговор с того, что навигатор «сломался, отвалился, сдох, умер, не заряжается, упал, разбился, потерялся, промок, примотан скотчем к баку» и далее по списку. Еще 25% с гримасой «не смешно» рассказывают свои увлекательные приключении «быть посланным по навигатору» — то есть свернуть не туда, сделать круг 25-100 км, ехать по полям параллельно трассе, ехать по односторонней встречке, поворачивать «в забор»…
Ну и потом, владельцы навигаторов не разговаривают с людьми, а это неотъемлемая часть путешествия (не путать с перемещением из точки А в точку Б). И даже если люди «посылают не туда», а такое тоже случается, то это только вопрос «как часто разговаривать и с какими людьми».
За Челябинском 80 км «хайвей». Надо отметить, что большинство крупных городов в Европейской части стали прокладывать 4-6 полосные трассы в сторону Москвы на 50-80 км. При этом в другую сторону традиционные «две беды». По этому поводу очень остроумный указатель есть в Уфе: при съезде на такую вот «магистраль» написано типографским шрифтом на обычном указателе «Масква»… ну что тут скажешь мАсква…
Сразу после «хайвея» начинаются горы – отроги Уральского хребта. Сначала холмы с очень затяжными подъемами, по одной полосе в каждом направлении и ремонтами с реверсивным движением. Печалька. Но для мотоциклиста она не очень грустная – есть обочина, встречка, наглость. Работники ДПС на этих участках присутствуют, но удаленными техническими средствами не обладают, значит, «без фанатизма» можно нарушать потихонечку.
После холмов начинаются серпантины. Поскольку основной поток стоял в пробках на холмах, то серпантины были полупустыми, и несмотря на всю свою «крутость» в прямом и переносным смыслах, проходились довольно легко. Вечерело. Ночь застала на высокогорье посередине между Челябинском и Уфой.

Чистейший воздух, обворожительные пейзажи и одноместный номер в мотеле, выполненном в стиле «трех мушкетеров», за 450 рублей. Мот в гараже, телефон на зарядке, борщ в желудке…

Что еще надо… Ах да, связь. Мой «пчелайн» в местах, отдаленных от цивилизации, не котируется (т.е. не ловит), поэтому придется «отдохнуть» еще и от разговоров с Гудвинишной ))
От Уфы до Самары довольно противная монотонная дорога из двух полос, колеи и холмов, по которым обгон «теоретически» запрещён). Но опережение транспортного средства «типа внутри» одной полосы за обгон не канает (пока не заснято на видео), так что ехать можно. Жара шагнула за 35 градусов, почему-то вспомнил про микроволновку с конвекцией (обдувом горячим воздухом), разделся до майки-алкоголички. Это, конечно, снижает пункты безопасности, но добавляет пункты к «карме крутости» и хеппинису.
Да. На этом участке не все хорошо с заправками, можно оказаться на резерве на протяжении 60-80 км. После Омского приключения это напрягает. Перед Самарой встретились с Женей (который вел Волну Памяти от Кемерово до Красноярска). Перекусили, дальше он помчался до Воронежа на День рождения известного мотоклуба, а я от Самары по Южной объездной отправился в сторону Саратова-Волгограда. Хотя изначально планировал по северному объезду через Тольяти-Сызрань.

Очень кстати пришелся «платный» пляж на берегу реки Самары. Пишу в кавычках, потому что байкеры – одна из разновидностей хипстеров, которые не платят за доступ к природным ресурсам своей Родины. Дальнейшей прокладкой маршрута занималась Гудвинишна при помощи телефона, Яндекса и верхней части моего туловища, в то время как нижняя часть туловища была погружена в воду…
Начало дороги просто идеальное. Порядка 70 км нового и пустого асфальта. Но меня поджидали новые приключения (см. «мелкие неприятности») в этот вечер… Началось все с тучки на горизонте. Надо отметить, что к дождям я в принципе хорошо подготовлен – у меня есть форма одежды на 1-1,5 часа капающего дождя и форма одежды на 4-6 часов проливного дождя – при этом у меня не промокает НИЧЕГО!!! Ни руки, ни ноги, ни трусы, ни документы.

Вернемся к приключениям. При первых каплях дождя я свернул на крытую(!!!) заправку, решив, что пока мот заправляется, я определюсь с формой защиты от дождя. Распаковал кофры, вставил пистолет и понес денежку оператору. В это время раздался «выстрел» — громом это явление язык не поворачивается назвать, — и пошел «горизонтальный» ливень со шквалистым ветром порядка 80-100 км в час. Я не смог дойти до своего мотоцикла – меня тупо сдувало. Я спрятался за колонной заправки и сделал попытку выйти и вытащить пистолет из бака (вода в баке не есть хорошо). Не тут то было! Меня сносило, а ливень бил по глазам так, что пришлось одеть шлем и, держась за тяжелые предметы руками, перебирать к моту.

Все хорошо, пистолет вытащен. Но заправиться, конечно, не удалось, потому как электричество вырубило при «взрыве». На трассе «сдуло» пару фур. Одна из них на моих глазах ушла двумя колесами на раскисший грунт, вторую встретил через километр на боку – судя по матам водителя с ним все хорошо. Вопрос о форме одежды перестал быть актуальным – максимальная комплектация и езда в стиле «как ежики занимаются любовью» (аккуратненько).
Гротеск в том, что через 5 км меня встречал абсолютно сухой асфальт и +35 жары на солнце. Дети в шортах радовались байкеру в дождевике, похожему на Стига (из топ-гир). Но заправку никто не отменял, вновь разделся «до майки». Дорога на границе Самарской и Саратовской областей «не очень» (20 лет без ремонта), а в Саратовской области «очень не очень» (40 лет без ремонта), ухабы, но 80-90 вполне можно ехать, крепко сжав зубы. Но на сегодняшний день приключения не закончились. На горизонте опять появилась тучка, если честно, то я не поверил, что два ливня могут быть в течение двух часов… а зря. Ливень, на этот раз обычный «вертикальный» застал меня на узкой двухполосной трассе. Дождевик я одел на обочине при первых каплях, но это было не самое сложное. Самое сложное было найти укрытие, в которое «защимиться» во время ливня. Кафе нет, заправок нет, деревень нет, из поворотов только съезды в поле. И тут попадается кафе в 50 м от дороги в салоне кузова старого автобуса, что же «чашка чая совсем не помешает», подумал я, спускаясь по гравию с дороги. Каково же было мое удивление, когда гравий кончился и дальше пошла очень укатанная грунтовка… Мотоцикл шел уверено, несмотря на ливень. Я понимал, что обратно ехать будет скользко, но выезжать на трассу, где уже воды по щиколотку, еще опаснее.
Я припарковался в 10 метрах от кафе и пошел внутрь. Чай нашелся, но ветер поднялся такой, что автобус стал подпрыгивать на месте, а из шкафов посыпалась утварь. Ливень шел минут 20, подойдя к мотоциклу, я обнаружил его стоящим в глине, которую смыло со склона, причем глубина жижи сантиметров 7. Грустно. Следующий час четыре здоровых мужика на руках волоком тащили мотоцикл до дороги. Ситуация была сложная, потому что под крыло переднего колеса забилась глина. Много глины. Заблокировала его наглухо. Даже на чистом асфальте переднее колесо провернулось с трудом через 5 метров юза. Я поблагодарил мужиков, которые были в грязи с ног до головы (впрочем как и я), они пошли купаться прямо в одежде.

Через 100 метров движения по трассе я почувствовал запах гари — «горела» передняя резина. Остатки воды с полотна не вымывали ее из-под крыла, даже не остужали. Щель 2 см на площади 35*80 см, глубоко не пролезешь ничем. На обочину съехать не могу, она раскисла, на асфальте остановиться не могу, фуры не разъедутся, узко. Печалька. Окончательно стемнело. Выливаю остатки питьевой воды на колесо… хватает на 100 метров. Писаю… еще 100 метров. Скорость 30-50 км, собираю все мало-мальски глубокие лужи на полотне. Появляется АЗС, на которой лужа глубиной 20 см. Спасение!

Народ на АЗС ждет, когда дадут электричество, скучают. И тут картина маслом: байкер ездит по луже на АЗС туда-сюда. Раз 20. Ржака))
5 км до ближайшего мотеля проезжаю сравнительно легко, без остановок. Хорошо, что в мотеле не было света, а у администратора только свечка, иначе меня бы не заселили. Идя по мотелю на второй этаж, слышу как от меня отваливаются куски грязи. Фонарик, конечно, есть, но я его предпочитаю достать только в туалете, где оставляю дождевик, ботинки, перчатки, штаны.
В таком виде заселяюсь в номер. Сын администратора любезно предлагает загнать мот с дождя в гараж на ночь, отлично. Одеваю дождевик и сапоги на голое тело, перегоняю мот, и прямо в таком виде иду в душ. Холодненький (бойлер не работает). Куски грязи не смываются в слив, приходится лепить из них «снежки» и потихонечку выносить на улицу, собираю «снежки» по коридору и спать… Этот мотель проектировали «фашисты», окна маленькие под потолком и не открываются, как сушить вещи? Часть промокла «изнутри», часть после мытья от грязи. Дали электричество, заработал кондиционер, включил на полную, развешал вещи и залез под два одеяла (в шестиместном-то номере).
Утро в раздумьях: то ли искать кёрхер в округе, то ли снимать крыло самому. До автомойки 10 км, не факт что работает рано утром. В итоге, прошу у администратора ведро и снимаю крыло сам. Ровно 5 литров грязи из-под переднего крыла.

Дорога отвратительная, но мот катит легко 90 км. Часто спрашиваю у местных, где лучше проехать, ГИБДДшник в г.Пугачев мне рекомендует ехать чрез деревенские дороги, и правда дорога лучше – вышел на крейсерские 110. Дорога вывела прямо на Балаковскую АЭС. В городе ищу автомойку и очки (которые вчера затоптал в грязь…, жалко, отличные противоударные очки газосварщика I-vo). Потратил лишние полчаса – слишком раннее утро, (10-00) ничего не работает. Пора завтракать.

Хочу здесь сделать отступление про график движения, возможно, кому-то из новичков это поможет.
Аксиома №1 (совет от опытного дальнобойщика Старика Шема, спасибо ему). На марше есть нельзя, 2-4 остановки с кофе и шоколадом на день вполне хватает. После еды притупляется внимание, закрываются глаза и на кочках еда неприятно булькает.
Аксиома №2 (математическая, спасибо школе№14). Ехать нужно много. Первым приезжает не тот, у кого скорость больше, а тот, кто меньше останавливается. Поэтому дальнобойщики не ходят колоннами.
Аксиома №3: завтрак нужно «заработать», то есть сначала проехать какое-то расстояние, а потом уже пить кофе.
Совет: дневной пробег лучше мерить в баках, отсюда формируется мой график движения на дальнобое. С утра один бак (130-150 км) потом завтрак (плотный: блинчики/яичница), потом еще три бака (+400-450 км), после каждого можно кофе, но обычно «через бак». Получается 550-600 км пробега – это минимальная дневная норма при дальнобое, потом еда 40-60 минут, как правило это бывает в 16-30/18-00. А вот потом «бонус»: это зависит от погоды, дороги, возможных затруднений с мотелями, сумерек… но обязательное условие «сбить темп», то есть ехать менее агрессивно, меньше обгонять, радоваться жизни. Практика показывает, что в «бонусном» темпе до темноты комфортно проходить 200-300 км (два бака), то есть общий дневной пробег таким образом 800-850 км, потом еда, протирка мотоцикла, созвоны, прокладка маршрута на завтра и спать. Алкоголь я в дороге не употребляю, и так значительная нагрузка на организм, зачем его дополнительно травить.
Продолжу рассказ. Из г. Балаково в Саратов можно проехать двумя путями: по правому и левому берегу Волги – мнения у людей разные. Я поехал по левому (как и шел от Самары). Дорога, конечно, плохая и «смешные» города Маркс и Энгельс. От Саратова до Волгограда «дорога-колея» (лет 20 без ремонта) – автомобилистам не позавидуешь, на мотоцикле вполне можно разогнаться до 90-100, но мешают медленные фуры. Трафик для двухполоски очень большой. В Волгограде проезжаешь недалеко от Мамаева Кургана, видно «Родину-мать», но то ли поезд проезжает на много ближе к памятнику, то ли и правда у мотоциклистов пиписька отрастает, но монумент с мотоцикла не кажется таким уж монументально большим, просто красивый памятник. После Волгограда отличная дорога, мешают только пара-тройка переездов с очередью 5-10 км (но я то не моте ) и не совсем очевидные развязки.

Ночь застала перед Морозовском, пришлось в мотеле выкупить два места за 900 р и загнать мот в охраняемый двор. Поскольку автомойки я так и не встретил, то после «грязевых ванн», принятых мотоциклом, пришлось «отомстить» администрации мотеля за переплату второго места и аккуратно протирать мот во дворе, часто споласкивая спец-тряпочку (первое, что надо взять с собой чопперисту, так учил Хохол).

Дорога до М4 «Дон» просто отличная, с учетом раннего выезда трафик небольшой. На М4 ПЛОХО позавтракал – там вся инфраструктура «под мАсквичей», то есть дорого, не вкусно и только платные туалеты. Сама трасса М4 «Дон» Москва-Новороссийск отличная, как правило это 4-6 полос, однако сейчас там много реконструкций. Причем они не стесняются перекрывать «кусочки» по 10-25 км и ставить знак 40 и обгон запрещен. Таких кусков пару десятков. Нам мотоциклистам, конечно, «пофигу», но обгонять колонну все-таки нужно без фанатизма (+20 км), так что темп все равно сбивается.

Здесь нужно отметить, что сокращение штата Полицейских привело к их практически полному отсутствию на дорогах. Точнее они есть, но 3-4 патруля на каждые 1000 км – это не много. Забегая вперед могу сказать, что за 10 000 км у меня документы проверили всего один раз. Во-вторых, следует отметить, что стало очень много средств автоматического контроля – 10-30 устройств на каждую 1000 км. Что фиксируют камеры без патрулей – сложно сказать. Может они рассылают «письма счастья», а может ищут угнанные машины, может патрули так тщательно скрыты, что они появляются только после превышения на 40-60 км… Это все догадки. Факт в том, что я всегда шел крейсерские 110, обгонял «как попало» (только не перепрыгивал сверху и не подползал снизу), и у меня ни одного штрафа, а почтовый ящик пока не ломиться от квитанций (тьфу-тьфу-тьфу).

Ростов и Краснодар проходится достаточно легко по объездным. Вечером я уже был у отца в гостях в 70 км за Краснодаром.
В следующие два дня мне предстояло исполнить сыновний долг и поговорить с отцом. Сыновний долг заключался в том, что дети несут ответственность за социальную адаптацию своих родителей в современном обществе. Мне надо было купить папе ноутбук, подключить к интернету и научить его пользоваться коммуникационными и навигационными сервисами. Все прошло отлично, для мальчиков папа – это больше чем друг.

Через пару дней я отправился дальше, через Джубгу в Сочи. Всю дорогу по черноморскому побережью я отлично знаю. В свое время проходил ее автостопом раз 6-7, ночевал почти в каждом населенном пункте.

Это Лермонтово, один из немногих песчаных пляжей на всем черноморском побережье, ходит легенда, что этот песок привозной для ДОЦ Орленок.

Пришлось вспоминать как фотографировать с автоспуском… блаженство теплого моря после 4500 км.

Правда, последние 8 лет предпочитал более далекие моря, на которых нужен второй паспорт. Дорогу до Джубги через перевал расширили и привели в порядок, а вот от Джубги до Сочи фактически ничего не изменилось – дорога не важная, серпантины, плохой асфальт, 2 полосы. Из хороших изменений – стало меньше фур, значительно, видимо заслуга РЖД. От Сочи до Адлера построили новую объездную дорогу, пробили много туннелей, молодцы.

В Адлере еще раз окунулся «по быстренькому»

В шесть вечера я был уже на Красной поляне. Я Вам скажу – эпическое зрелище! Если Вы хотите гордиться своей страной – езжайте на Красную Поляну. Поскольку вряд ли многие из читателей бывали в тех краях, но всем интересно, что там происходит, остановлюсь на горных олимпийских объектах подробнее…

Есть полное ощущение, что я – лилипут и попал в страну ВЕЛИКАНОВ. Там огромные камни, ущелья, высоты, столбы, горы, трубы. Как будто великан играл в паровозики и проложил полотно железной дороги прямо по руслу реки Мзымта (на сваях), проделал дырочки в горах, а там где русло мешало – прокопал новое русло (прямое, как по линейке пальчиком прочертил). Потом великан сделал дорожки, проложил их красиво, как ниточки с завитушками, они идеально ровные и с одним уклоном. Уложил идеально ровные «газончики» метров на 100 от полотна дороги, а чтобы камешки на дорогу не сыпались, великан приколол их к склону такими бетонными «кнопками» со шляпками размером с однокомнатную квартиру.

Деревья у великана (буки и грабы) высотой 30-60 метров, выше девятиэтажки, им лет по 200-300 наверное. Дождевые коллекторы, конечно, спрятаны под дорогой, но запчасти от них лежат вдоль дороги, диаметр такой, что в них КАМАЗ проехать может. Электрические кабели толщиной с руку (для девочек с ногу). Но самое главное, что вся эта прелесть проложена на высоте птичьего полета на когда-то отвесном склоне. Смотришь с дороги вниз, как будто с борта самолета и сейчас начнут разносить напитки. Людей внизу вообще не различить, а КАМАЗы на муравьев похожи. Голова кружится.

Охраны фактически нигде нет, доступ свободный, людей работает много, инженеры–иностранцы, рабочие – тоже «иностранцы» из Узбекистана, грузовики – китайские и наши, много иностранной спецтехники, ощущения «всю страну разворовали» нет. Каждый занят своим делом. Половину объектов строит Газпром (в пятиуровневом паркинге 100х100м нет свободных мест, все служебные машины). Не думаю что там «осваивают» бюджет, их и так хорошо кормят.

По вершине хребта идет подъемник к горнолыжной трассе, «над облаками, поверх границ» (С)

Тоннели. Я как-то писал, что самый страшный тоннель в нашей половине глобуса – это тоннель Тюя-Ашу в Киргизии (высота 3200 м). Он «как бы» реверсивный, но машины едут навстречу друг другу, разбитый асфальт, страшный гул, пыль, сумрак. Так вот я нашел второй по страшности тоннель – на объездной дороге вокруг Сочи. Для машин с кондиционером он скорее всего не страшен – хороший асфальт, широкие полосы, освещен. А для мотоциклиста… там температура гораздо выше температуры тела (градусов 39-40), и едешь ты такой 3 км в такой вот «микроволновке», душно, кислорода не хватает, сухо, одолевают мысли о газовой камере… В общем, ни с какими фобиями туда на мотоцикле нельзя! Вообще тоннелей много. На самой Красной поляне не все еще достроены, не все освещены, не во всех подключена вентиляция, но они какие-то «ладненькие» и «чистенькие».

Когда начало темнеть, я выехал на Адлеровскую трассу, мне нужно было искать место ночевки. Выбор был между Адлером, направлением на Сочи и направлением на Абхазию. И тут меня встретило пророческое название реки ХЕРОТА (те кто не верят, можете посмотреть в яндексе, она проходит прямо по Адлеру). Река как знала, чем дело кончится…

Тут я хотел бы сделать очередное отступление. Название путешествия Инь-Янь-Хрень. Почему? Инь – это Новосибирск, место, где дом, мегаполис, «типа столица», там зарабатываются деньги, и это место нельзя не любить. Янь – это Красная Поляна, замечательное место, крайняя точка маршрута, место богато энергетикой (ну и энергией тоже). Янь – это еще Анапа и Азовское море – хорошие места. А Хрень – это все то, что начинается от реки Херота: Абхазия с ее Гагрой, Адлер, Сочи, и все остальное черноморское побережье до самого Новороссийска… Почему такие негативнее эмоции? Вернемся к путешествию.

И поехал я в Абхазию… Начитался я отчетов о том, что в Абхазии хорошо, и поехал. На границе встретил местного байкера Михаила на китайской классике 400. Он показал, как надо проходить границы «в нагляк», и дальше пошли вместе, он вел. Ночь, трасса полупустая, отличное полотно, скорость 120 и постоянные затяжные закрытые повороты. Адреналина хапнул. Домчали до Гагры. Миша пригласил в гости (еще 70 км), но я хотел утром пройти до Джубги через серпантины, а если уеду вглубь еще на 70 км, то попаду днем в пекло и пробки. Поблагодарил Мишу и поехал искать жилье.
И началась «хрень».
За следующие три часа я объехал всю Гагру вдоль и поперек, посетил 20 гостиниц и 30 частных подворий с надписью «есть свободные места»… Мест нет! Ну, или они есть, но только на неделю и более, и на 4 человек минимум. Логику этих людей я не понял. Они сдают комнаты по 300-350 рублей и только на длительный срок для автомобилистов. Зачем автомобилистам останавливаться на длительный срок? Если бы они хотели неделю жить на одном месте они бы на поезде приехали… Причем я пытался заплатить 500 р – 1000 р – 2000 р за одну ночь – не берут, «вдруг кто-то приедет на неделю». В час ночи??? За 300 рублей??? Зачем эти люди пишут на заборах «есть свободные места», когда их нет??? Причем и гостиницы и частные дома… В общем «хрень»… Единственный номер, который я нашел был 3500 р. Я не бедный человек, но идеология мне не позволила голосовать собственным рублем за «хрень»…
«Гони туда, где ветер – твой кент» (С. «Коридор»)
И поехал я обратно в Россию. В Адлере мне предстояло посетить еще пару десятков гостиниц с результатом «мест нет». Смысла ехать в Сочи я не видел, проехал по объездной. Посетил еще пару десятков гостиниц на трассе до Туапсе с увлекательной экскурсией… Тут у меня, конечно, закралась мысль, что неплохо было бы иметь палатку, но эта мысль была похожа на маразм: в Киргизии, Казахстане, Иркутске, на Урале, и в десятке стран дальнего зарубежья, везде найти жилье было без проблем, вопрос только в ценнике от 200 р до 1000 р. А тут, в «мекке» дикого туризма, нет жилья… У меня был с собой спальник и гамак, было тепло, я мог в любом лесу спокойно «зависнуть» на деревьях. Но тут был вопрос принципа. Как говорила моя бабушка, «если не доходит через голову, то нужно, чтобы доходило через ноги». В данном случае – через жопу.
И мысль дошла: «Сергей, ты 8 лет не был на Черноморском побережье, и нечего тут делать. Пока эти люди сдают комнаты по 300-500 рублей и не платят налогов, инфраструктура не будет развиваться. Аминь». Причем ночью все обочины дороги забиты машинами, в которых ночуют люди. Они как и я не нашли гостиниц и тупо уснули на обочинах: семьи, с детьми, скрюченные, сидя, тысячи человек (я не преувеличиваю)… Ужас!!!
Первая свободная гостиница появилась в 5 утра в районе Туапсе. Меня, конечно, немного потряхивало от усталости, но заселиться в гостиницу на 4 часа сна и ехать дальше – похоже на глупость. До Геленджика была относительно спокойная, ровная дорога. «Гони…».

Дальше я увидел «вопиющую глупость»: с 5 до 8 утра на трассу начали выходить сотни человек с табличками «сдается жилье». Явно, что в эту ночь у них нет гостей… И проходили они мимо машин со спящими людьми, которым вечером они отказались сдавать квартиры на одну ночь… Ощущение сюрреалистического апокалипсиса. В эту ночь я много думал о России. Не перестаю ее любить, но «странною любовью».
Около 9 утра приехал в Геленджик. Очень хотелось спать, на спидометре около 900 км за 24 часа по горным дорогам. Мотоцикл бросил на центральной алее парка возле центрального пляжа. Есть такой способ хранения «посреди дороги», главное чтобы эвакуатор не смог подъехать. Поставил замок с пищалкой, забрал ценные вещи, снял лежак на пляже за 150 рублей, расстелил спальник, окунулся в прохладное море и отрубился на три часа.

Не скажу что выспался, но проснулся в такой благостной истоме, припекаемый солнышком… хорошо. Еще часочек позагорал и составил план действий, как робот в «Коротком замыкании» (фильм моего детства): «1. Найти еду. 2. Шалить…». Еда – это единственное положительное изменение на юге за 8 лет – кафе много, кормят сносно, цена приемлемая (150-250 рублей).
В районе обеда я был уже в Анапе, точнее в северной ее части, район Джемете. До прилета Гудвинишны оставались еще сутки. Я снял шикарный номер в гостинице сразу на три дня за 1500 р/сутки, потратив 15 минут. Особенность Анапы состоит в том, что там практически нет частного сектора, зато огромное количество частных 3-5 этажных гостиниц на 20-60 номеров и большие пансионаты (бывшие пионерские лагеря) на 200-300 номеров.

Вид из нашего номера

За Анапу я порадовался, за 8 лет она здорово отстроилась, причем отельчики очень «правильные» — с детскими площадками, крытыми бассейнами, аниматорами, недорогой едой. Все это было в нашем отеле.
В экономике есть такое понятие «условие совершенной конкуренции». Это условие, при котором устанавливаются минимальные обоснованные цены и максимальный уровень сервиса (качества). На бытовом уровне найти эти условия достаточно просто – по ценникам. Например, едите Вы вдоль трассы и видите продажу арбузов, но нигде нет ценника – это спекулянты, временщики, которые накрутили необоснованную наценку и ждут «лохов», каждому из которых назначают свою цену. Не стоит покупать эти арбузы… А потом появляются ценники крупным шрифтом 10-12-15 рублей за килограмм – вот это скорое всего производители с минимальной наценкой, и цена у всех одинаковая – можно смело покупать, даже если у спекулянтов была та же цена, но не было ценника. Надо голосовать рублем за правильный сервис – это моя философия.
Вот точно так же с гостиницами, Анапа – единственное место на всем побережье, где на указателях весят ценники «от 600 р». И даже если они немного лукавят, и жилье стоит 900-2000 рублей за номер, все равно это правильно. А подтверждением экономической «правильности» является среднесрочный результат – 8 лет назад Анапа ничем не отличалась от остального побережья (а Геленжик был гораздо более развит), но за это время в Анапе появились сотни мини-гостиниц, в которых счастливые собственники обслуживают счастливых клиентов. Поэтому «Янь». В то время как на остальном побережье строятся отели-люкс за 5-7 тыс за ночь и частники бесконечно строят щитовые «курятники» в огородах безо всяких удобств… И несчастные обозленные собственники обслуживают таких же несчастных, загнанных в обстоятельства туристов, поэтому «Хрень»…
Видимо «хрень» — одна из причин того, что на юге ОЧЕНЬ мало мототуристов и мотоместных. Это удивительно, практически круглый год лето, очень приличные дороги, большой трафик, ан нет, за день можно встретить 2-4 мотоцикла, ау… люди… Самый мотоциклетный край, который я видел – Иркутск (где сезон несколько месяцев), на втором месте – Красноярск, на третьем Кемерово/Новосибирск, а Сочи/Новороссийск – крайние/нижние.
На следующий день приехал папа с внуком, они живут в 130 км от моря, но бывают на море 1-2 дня за сезон (я – чаще раз в 100). Вечером с задержкой прилетела Гудвинишна. Жизнь наладилась. Гудвинишна много работала, поэтому ей нужно было организовать короткий, но насыщенный отпуск, чтобы зарядить работоспособность. Соответственно, отпуск (двое суток) был насыщен: фруктами, морем, солнцем, белыми простынями, катанием на квардике (всего 100 !!!!!!!!!!! российских рублей за 15 минут), катанием в Темрюк, купанием в грязевом вулкане и Азовском море, гулянием по ночной набережной, посещением «дикого» пляжа и прочими радостями жизни. Далее мы заехали к отцу на один день, перепаковались, постирались, съездили с племянником на Кубань покупаться и позагорать.

Грязные байкеры — это не метафора! )))

Обратный маршрут я решил построить через Воронеж. Так максимально далеко можно уехать по трассе М4 и потом выскочить опять на мАсковскую трассу (М5). Опыт показал, что эти трассы лучше чем Саратов-Волгоград и длиннее всего на 200 км (по факту получилось на 100)…
Первый день маршрута ознаменовался большими перепадами температуры в 20 градусов за считанные часы (+33/+13) и небольшим дождиком, никаких особых затруднений это не вызвало. Затруднения вызывало отсутствие заправок на федеральной трассе – попали на «сухой» участок порядка 70 км, использовали бутылку бензина НЗ. Ночевали в 150 км от Воронежа в мотеле за 250 р с человека, мотоцикл ночевал под крышей летнего кафе, прямо между столиков.

Изначально маршрут был проложен через Липецк, потом Тамбов, но на объездной Воронежа увидели указатель на Тамбов… Приключения!!! Конечно мы с радостью изменили маршрут, не пожалели, дорога хорошая, трафик низкий. Единственная неприятность – встречный и боковой ветер весь день 30-50 км в час, сдувало и переставляло, расход топлива увеличился на 1,5-2 литра на сотню. Особенно сложно идти в лесополосе и мимо колонны фур, ветер резко делает вкл/выкл.
Очень длинная полупустая объездная вокруг Пензы (км 50), фуры видимо прут по городу. Видели последствия очередной страшной аварии, цементовоз (видимо ночью) врезался в пассажирский автобус из Волгограда, опрокинул его на бок на обочину, ехали молча, много думали. Вообще аварий на трассе много, наверное, половина из них происходит ночью. Первертыши. Лобовухи. Догоняшки. После их вида хочется помолчать…
Как-то на форуме мы обсуждали, что неплохо бы сделать карту городских аварий, чтобы новички учились осторожно проезжать опасные участки, а «старички» искали возможность объезда. Вспомнилось мне в дороге, как этот вопрос решается в Таиланде (я там намотал около 12 000 км на мотоциклах). Там при каждой аварии офицер при помощи баллончика с белой краской отмечает положение транспортных средств и пострадавших, потом убирает участников с дороги, а уже потом начинается проверка документов, опрос, замеры, карта происшествия и т.п. Так вот все эти белые отметины (похожие на скобочки) на асфальте остаются «на память», по ним можно различить, где были поврежденные мотоциклы, где были машины, а людей обводят целиком по контуру. И если ты въезжаешь на перекресток и перед тобой десятки отметин от разных аварий, то волей-неволей скидываешь скорость – опасно… Такая вот «пассивная безопасность», а не понты с картами в Интернете.
Ночевали в этот день мы в городе Кузнецке, отстойнешая полуразрушенная пятиэтажная гостиница, где работают всего 6 номеров на первом этаже, пьяный персонал, плесень, ржавчина, отвратительная еда… Есть только один положительный нюанс – мот загнали в гараж к хозяину, хоть спали спокойно. Можно было еще рвануть 130 км до Сызрани по темноте, в моем хелп-листе значился там байк-поинт, но борьба с ветром выбила из сил. Хотя если бы не гараж, то силы бы нашлись…

Сызрань, Жигулевск, Самара – это «бутылочное горлышко» трансконтинентальной магистрали. Огромный трафик, низкая скорость, местами даже на мотоцикле бесполезно обгонять. Хорошо, что этот участок проходили утром. От Самары до Уфы уже знакомая «колея». Уфу проехали уже по темноте, до места моего ночлега «туда» не дотянули сотню километров – перевалы, опасно ехать ночью. Остановились во вполне комфортном номере на стоянке дальнобойщиков. Вообще это самый лучший вариант поиска ночлега – там, где много фур ночуют. Единственный нюанс – фуры становятся на ночевку только после наступления темноты, это значит, если ты захотел остановиться посветлу или в сумерках, то хорошую стоянку от плохой ты никак не отличишь, узнаешь об этом только после оплаты в кассе.
Зная, что нам предстоят утром перевалы — стартовали с первыми лучами солнца. У нас была фора в 50 км по сравнению с выезжающими от Уфы, мы старались ее не растерять. Проехали комфортно, только во время завтрака нас затерла колонна проснувшихся в горах дальнобойщиков. Челябинск проехали по северной объездной (я уже об этом писал). Ночь застала перед развилкой Ишим-Петропавловск на трассе М51. Накопилась усталость, график движения был достаточно напряженным, Гудвинишне через пару дней уже на работу, не хотелось приезжать впритык, поэтому старались опережать расчетный график на 150-200 км.

Утром выехали к Казахстанской границе. Особенность прохождения казахского участка пути заключается в том, что на территории Казахстана принимают только местную валюту, а в Казахстане (во всем) глобальная проблема с обменными пунктами. Соответственно, необходимо запастись бензином и едой для автономного пересечения дружественного государства. Со стороны Кургана есть АЗС и кафе, на границе обменник. Не работает. Всего протяженность «дружественной» территории 180 км, но не все так просто… Сложность в том, что после пересечения российской границы нет АЗС и кафе, нет вообще ничего… поле.

Нужно протянуть еще 30 км, чтобы заправиться, таким образом общий километраж автономки составляет 210 км… Не всякий мотоцикл такое преодолеет.
Мы ехали в экономичном режиме 90 км/ч, трафик низкий, дороги приличные. Прохождение каждой границы «наглым» байкерам 30-40 минут, «вежливым» автомобилистам 1-4 часа. То есть на машине можно смело ехать в объезд через Ишим. Ближайшая приличная еда на выезде из Омска в сторону Новосибирска – это кафе, рядом с которым живут мишки. Когда мы туда приехали, уже вечерело. Гудвинишна себя плохо почувствовала – сказался напряженный график движения и нервное преодоление Казахстана. На семейном совете было решено осуществить «план Б» и отправить ее дальше паровозом.

Я отвез ее на конечную маршруток, она быстро уехала на вокзал и без промедления села в первый попавшийся паровоз до Новосибирска, уснув мертвым сном на верхней полке. У меня был план доехать до поворота на Куйбышев/Барабинск – там гостиница, где гарантировано селят по одному. Но «Хрень» и не думала кончаться… Это были последние выходные перед первым сентября, и администратор гостиницы решила не селить людей с подселением. Даже в пустой шестиместный номер (а и правда, вдруг приедут сразу шестеро…). Пришлось вернуться на 6 км в предыдущий мотель (23-00). Там тоже добрые, отзывчивые люди не согласились продать даже двухместный номер целиком… Логику этих дебилов мой мозг уже отказывался понимать. «Гони…».
Ночью ехать трудно, никому не советую, но если вдруг пришлось, то есть варианты: нужно встать на освещенном участке дороги с заведенным двигателем и ждать фуру. Когда фура проедет упасть ей на хвост. Почему фуру, а не легковушку, вроде она же быстрее? Фара мотоцикла все же сильно мешает легковушке, даже если свет хорошо настроен, все равно на кочках диапазон колебаний луча такой, что мешает водителю, он будет нервничать… Да и при объезде легковушкой препятствия (мусора, ям) маневренности мотоцикла может не хватить. Фуры ездят аккуратнее. Если на дороге Вашу ведущую фуру обгоняет другая фура – поздравляю, у Вас новый быстрый «паровозик»)) Не забудьте поблагодарить Вашего ведущего при окончании путешествия. Таким образом, четыре «паровозика» отвели меня домой (330 км) к трем часам ночи. В полчетвертого Гудвинишна пыталась открыть дверь своими ключами, я не успел даже соскучиться…
Вот так закончилось наше путешествие. У нас оставался целый день релаксации перед выходом на работу Гудвинишны, еще неделю мы не могли сесть на мот. Всего пройдено 9970 км, потрачено 33000 рублей за 18 дней, потеряны очки и коробочка от тряпочки, приобретена масса впечатлений, главное из которых: «Жизнь прекрасна и удивительна!»

ЗЫ. Это третий дальнобой за сезон 2012 года. Отчет о первом MiBmoto (Men in Black Moto) на холодных озерах Киргизии и Казахстана. Часть первая http://gudvin-nsk.livejournal.com/7302.html . Часть вторая http://gudvin-nsk.livejournal.com/7028.html.
Отчет о втором еще не готов, «зима» длинная…

Фото на http://vk.com/im?sel=9026990#/album151994861_162049929

Запись опубликована в рубрике Мото с метками , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

2 комментария: Инь-Янь-Хрень. Новосибирск-Сочи-Анапа-Новосибирск на мотоцикле. 2012

  1. mototraveller говорит:

    «Байкеры — это одна из разновидностей хипстеров»
    улыбнуло)))

  2. Виталий говорит:

    Очень позитивный рассказ, читал с большим удовольствием ))))
    Только одного не понимаю: неужели за 10000 км пробега тебя ни разу не подвел мотоцикл?
    Ведь так не бывает!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.