Задумали мы съездить в Восточный Казахстан. Родственников навестить, да свежим воздухом подышать. Хотели, в частности, подняться на Рахмановские ключи: попить родоновой воды, посмотреть Белуху, да и вообще здорово там — в горах. Но один факт смущал меня — дорога, говорят ужасная: подъем в гору 15 километров по камням, по ухабам, по ручьям, не всякий паркетник заедет. Зато один факт меня радовал — друг мой (Влад, привет!) в 2007г. на двенашке поднимался, все говорит возможно, если осторожно.
Задумали, загрузились в машину и поехали. Я, жена, дочка двух лет и тёща. Машина — Хонда Фит, объем 1.5 литра, полный привод, автомат, на обвесах, литье, тонировка, не бит, не крашен.
Новосибирск — Усть-Каменогорск.
700км. Дорога привычная, местами убитая. Ехали через Змеиногорск и Шемонаиху. Под Шемонаихой есть пункт Жол Полициясы и светофор, который всегда горит красным и невооруженным взглядом его не заметишь. Вот и я его не увидел и проехал, да проехал не в ту сторону. Пришлось разворачиваться, а тут и доблестный страж порядка палкой машет и в свисток свистит, аж красный весь. Пройдемте, говорит, права будем изымать за проезд на запрещающий сигнал светофора. Но все обошлось, увидал он в правах казашку (жену мою) и отпустил по добру, по здорову.
Усть-Каменогорск — Зыряновск.
200км. Дорога для меня новая, местами хорошая. По пути заехали на пару дней на базу отдыха Мохнатка на берегу Бухтарминского водохранилища.
Обычная база, обычные домики, цены невысокие, есть баня, но магазинов, кафешек, шашлычных на территории нет. Закупались в ближлежайшей деревне Новая Бухтарма. Вода в водохранилище очень теплая, несмотря на то, что мы были там в конце августа, покупались на славу.
В Зыряновск приехали, а нам говорят — бензина в городе нет. Ближайший завод закрылся на ремонт, а больше ни откуда не возят. Подумали, репу почесали, да решили ехать дальше, авось не пропадем. Переночевали, выпили вкусного пива Алма-ата и поехали.
Хотел в Зыряновске пороги да губы с машины снять, чтоб на подъеме не разбить, да не совладал. Решил оставить как есть, времени на разборку уже не оставалось.
Зыряновск — Медведка
210км. Дорога асфальтированная, но как любят в Казахстане — узкая и с большими волнами. Ехали не торопясь, заправлялись на каждой заправке по 3-5 литров, бензина же нет, мало ли что.В Медведке родственники, потому и остановились там на переночевать.
Увидели редкое природное явление — двойную радугу.
Поели вкуснейшей свежевыловленной жареной рыбы с вкусным местным пивом. Родственники яростно отговаривали подниматься на Рахманы на Фите. Пороги оторвете, картер пробьете, привода погнете; сейчас мы вам Ниву найдем, вас поднимут. Но Ниву не нашли, мы положились на авось и решили ехать на своей. На утро подъем, сборы, поиск бесхозных досок на всякий случай и в путь.
Медведка — Берель
165км. Дорога все такая же. Не едешь, а плывешь по волнам — вверх-вниз, вверх-вниз.
Перед Берелью есть село Урыль, в котором находится приграничный пост. На этом посту пограничники должны проверять документы и разрешение на въезд в приграничную зону (рядом же России с Китаем). Но у нас посмотрели только паспорта и пропустили дальше. После Урыля асфальт закончился, началась грунтовка, постепенно переходящая в укатанную каменную тропу. Началась пылища и тряска.
Берель — последняя деревушка перед подъемом. Тут опять же родственники. Поели, попили, послушали отговоры подниматься на Фите, поискали Ниву. Не нашли, опять положились на авось и поехали.
Впереди 15 километров неизвестности и опасения что-нибудь оторвать и лишиться машины. Полный привод и доски в багажнике — вот и все оборудование, которое, как я надеялся, поможет подняться. Погода была неплохой, солнце пригревало дождя не было.
Берель — Рахмановские ключи
15км. Дорога действительно была непростой. Нивы и УАЗы поднимаются тут за полчаса. Я карабкался четыре.
Ехал медленно, чтобы не отбить днище, лавировал между камнями, чтобы не поцарапать кузов. Хорошо, что машинка маленькая и свесы короткие.
Доски пригодились лишь один раз, когда заезд на булыжник был очень уж высоким. Погода портилась, накрапывал дождь.
В особо тяжелых случаях из машины выходили все, кроме водителя. Раз в час останавливались передохнуть, все-таки жалко Фита, тяжело ему. Камазы, которые что-то возят на Рахманы, завидя нас начинали дико сигналить. Оно и понятно — я стою поперек дороги, мешаю подниматься груженному самосвалу, если он остановится, то в гору потом не стронется.
Все встречные-поперечные водители смотрели на нас, как на идиотов. Один остановился, посоветовал возвращаться, якобы дальше — хуже.
Несмотря на все трудности, отговоры и дождь, мы поднялись. Пороги целы, картер не пробит. Самое страшное, что случилось с машиной — погнулась защита и стала шоркать об кардан. В конце подъема на вершине, с которой видна Белуха, с помощью молотка, булыжников и плоскогубцев «поломку» исправил.
В деревне местные жители смотрели на нас с удивлением и непониманием, как такое возможно. Но все возможно, если осторожно.
Поездка стоила того. Конечно сюда лучше ехать не на Фите, а на нормальном жыпаре. Ехать не на день, не на два, а на подольше, чтобы подняться на вершину, откуда видна Белуха, покататься на катамаране по Рахмановскому озеру, сходить на водопады, попить лечебной радоновой воды, покормить медведя.
Тут и грибы, и кедровые шишки, и ягода. Ночное небо можно разглядывать часами, так много звезд я еще не видел.
Дорога назад была гораздо проще и быстрее. Вниз да вниз, главное об камни не ударяться. Трактор, который ехал перед нами, чуть было не улетел в пропасть — двигатель заглох, поэтому и тормоза задубели. Хорошо, что за камни да за кусты зацепился.
Перед выездом из Зыряновска решили заправиться. А бензина-то в городе нет! Только по талонам для тех, кто оплатил заранее. Кое-как нашли сельскую заправку, в которой еще оставалось чутка бензина. Машина, подъехавшая за нами, уехала с пустым баком.
Хорошо написал. Погранцы то видать вернулись, когда мы ехали, там всё заброшено было.
Отлично!
респект