Рахмановские ключи. Восточный Казахстан. 2007г.

Собирались вообще то на Иссык-куль съездить, готовились всю зиму, но родной военкомат подложил свинью в самый последний момент в виде сборов, которые так и не состоялись, но планы были порушены основательно. Решили поехать к родителям жены в Зыряновск Восточно Казахстанской области, а там определиться, либо на Бухтарминское водохранилище либо куда нибудь подальше. В конце концов спросили у знакомых мужиков из Дорожно строительного управления проедем ли мы на Рахмановские ключи на ВАЗ 2112, они сказали:»Нет, не проедете, либо машину всю разобьете. Езжайте до Берели, там оставьте машину у моего родственника и дальше поднимайтесь на УАЗе.» После недолгих раздумий было решено: если что, то так и сделать. Выехали 20-го июня в семь утра на двух машинах: шурин с женой и двумя дочками на УАЗе лохматого года и я на ВАЗ 2112 с супругой и дочкой. Заправил в Зыряновске полный бак и 10 литров в канистре с собой взял. Ехать предстояло 300 км в одну сторону. Дорога до гор не представляла ничего особенного — местами выбитый асфальт. Скорость из-за УАЗа была 70-80 км/ч. При подъезде к Бухтарминскому водохранилищу вдали показались горы со снежными вершинами — красота. Это был Нарымский хребет, вдоль которого в основном и ехали потом.

Нарымский хребет

Нарымский хребет и снег

Остановились отдохнуть и полюбоваться селением внизу, там еще мостик какой то был, нам тесть про него что то рассказывал, вот и остановились. Увидели юрту — летнее пристанище пастухов.

Юрта — летнее пристанище пастухов

Перед Урылем (последним крупным селением на этом пути) вновь остановились, решили перекусить, потому что, что там впереди мы не знали. Расположиться в беседке как положено, не удалось прямо на столе лежала коровья лепешка.

Отдых перед тяжёлым подъёмом

В Урыле ожидали увидеть пограничный пост, там приграничная зона, заранее узнали, что пропуска не нужны, но было сомнение, а вдруг… При  подъезде к Урылю, чуть выше в горах показалась  пограничная часть, находящаяся в полной безмятежности и безразличии ко всему окружающему. Отсутствие окон подсказало нам:»либо заброшена, либо хорошо маскируются». Пост встретил нас поднятым шлагбаумом, выбитыми окнами, и полным отсутствием признаков пребывания там бравых казахстанских пограничников. Последняя заправка на пути, УАЗ подливает в один из баков, у меня бензина еще нормально. Заправка весьма интересная: стоит колонка, но рабочий качает ручным насосом в ведро и из ведра уже переливает в бак.
За Урылем кончился асфальт, началась хорошая грунтовка. Через километров 5 хорошая грунтовка кончилась, началась «хорошая» дорога из камней и валунов. УАЗ ушел вперед, моя скорость упала до 20-30 км/ч. Трясет капитально, машина начала греться и это мы еще не начали подьем, а я уже матерюсь. Это я еще не знал что там впереди. Проехали Берель, решили машину не оставлять, а если что, потом вернуться да и все. Чтобы грелась меньше снял решетку радиатора, открыл все окна. Попробовал пустить тепло в салон — стало жутко жарко, отключил. Стрелка в красную зону не лезет да
и  ладно. Вентилятор работает постоянно.
Начался подъем.

Вид на ущелье в начале подъёма

Дорога жуть: серпантин, камни и валуны, еду тихо, все время на первой. УАЗ впереди — он разведчик, проходит лужи и маячит, где мне ехать. Еще немного поднялись, остановились перевести дух и немного остыть, УАЗ тоже начал греться.

Вид на ущелье на следующей петле серпантина

Остываем

- Олег, скоро поднимемся?
- да вроде скоро, но вообще то не помню, давно я тут был.

Снова, валуны, снова камни, снова все трясется. Поворот за поворотом, подъем за подъемом. В руль я вцепился так, что думал вырву его или погну к концу подъема. Каждый подьем проходили затаив дыхание и приподнимаясь в кресле на каждом валуне. Я больше потел не от жары, а от напряжения. Еще эти коварные лужи, за одним из поворотов вижу стоит Олег после лужи, подъезжаю, говорит: «бери в луже правее, а то утонешь». Хорошо когда впереди разведчик едет. На одном из подъёмов чуть не поседел: он оказался немного круче предыдущих. Машина начала пробуксовывать и выкидывать из под себя валуны, падая в образовавшиеся пустоты, а за нами уже обрыв! Но потихоньку все таки поднялся. Остановились перевести дух, заодно увидели речушку, умылись, набрали воду, напились.

Хорошая горная речка

Дальше еще немного мучений и … мы были вознаграждены. Поднявшись на высшую точку маршрута перед нами открылось впечатляющее зрелище, эмоции от которого затмили все предыдущие, и зверство дороги было забыто напрочь. Впереди, среди облаков, над зелеными склонами возвышались две снежные вершины высшей точки алтайского края — гора Белуха. Сначала глаза отказывались воспринимать это как естественное, казалось, что это просто в голове помутнелось и глаза искажают действительность. Но со временем пришло понимание, того, что это все реальный природный пейзаж, а не картинка. Время 19-00. Ехали 12 часов.

Скромница Белуха прячется в облаках


Там мы просидели минут 40 пока машины остывали, сами остывали и фотографировали. Кстати, там наверху было уже не так жарко, я бы даже сказал свежо.

Отдыхаем после тяжёлого подъёма и наслаждаемся видами

Отдохнув, поехали дальше к санаторию «Рахмановские ключи». Спустившись к деревне и не доезжая немного до нее останавливаемся около беседки, и идем по тропинке вниз. Там должен быть водопад. Идем вдоль елей и лиственниц, с веток которых свисает мох — признак очень чистого воздуха. Я раньше такое только на картинках видел.

По дороге к водопаду мимо порогов

Перед водопадом мощнейшие пороги — очень шумно.

Реальная «мясорубка»

Сам водопад невысокий, но очень мощный. Дух завораживает. Капли долетают и ложатся на лицо, радуга, чистый воздух, который «пьётся» — неизгладимые впечатления.

Водопад

Уже при подъезде к деревне, я расслабился, мол все позади, и пропустил камешек с ямкой — ударился дном. Без последствий. Дальше доехали до санатория, в который нас запустили за 1000 тенге (200 р) с человека, это плата за прогулку по санаторию с экскурсоводом. Также показали домики, предложили помыться в душе. Неделей раньше здесь был президент Казахстана Назарбаев, он часто здесь отдыхает.
Прошли и посмотрели на родоновое Рахмановское озеро. Там нет живности — снизу очень глубоко, на дне бьет родоновый источник температурой 70 градусов, а с гор стекают ледяные реки, вот из-за такого контраста и не водится там никто.

Рахмановское озеро

После экскурсии поехали искать место для ночлега. Там везде стоит вода, вроде смотришь сухая почва — наступил, и снизу вода выступила. Решили остановиться на бывшем вертолетном аэродроме, он заасфальтирован. На костре разогрели сосиски и колбасу, вскипятили чай. Спали в машинах.
Утро выдалось отменное, на небе ни облачка.

Место ночёвки, сзади нас асфальтовая площадка — аэродром

Через дорогу нашли очень красивый ручеек, который послужил нам умывальником и источником питьевой воды.

Позавтракали и стали собираться в обратный путь. Вечером проскочили и даже не заметили перед деревней красивейшее озеро Арасанка. В него впадает речушка вытекающая из Рахмановского озера. На Арасанке видели уток.

Озеро Арасанка

Сходили еще раз к водопаду, когда возвращались к машинам, смотрю стоит еще УАЗик около нас и мужик вокруг «двенашки» ходит.

- ты как сюда заехал? — спрашивает он.
- тяжело — отвечаю я.
- сам?
- сам!
- а я думал тебя УАЗ всю дорогу по серпантину тащил. Ну вы самоубийцы! — сказал он.
- да ладно чего уж там.
- счастливо вам спустится.
- спасибо!

Утром скромница Белуха открылась нам полностью, явление очень редкое и недолгое, пока мы фотографировались около часовни, она опять стыдливо прикрылась облачком.

Белуха

Немножко приблизим

Часовня с видом на Белуху

Часовню построил мужик, которому приснилась его умершая мать и сказала, чтобы он построил ее именно на этом месте, окнами на Белуху. Внутри там висят иконы и стоят свечи, любой желающий может помолиться.
Спуск конечно же был намного легче чем подъем, врубил первую и придерживай немного на тормозах. Поэтому на обратном пути сделал пару снимков дороги по которой мы поднимались.

Вчера здесь поднимался

И здесь тоже

Доехав на обратном пути до Урыля, я вышел и целовал асфальт, очень сильно вымотала дорога с камнями и валунами.

Спасибо машине за то что она выдержала это нелегкий путь и доставила нас к этим замечательным местам. Отдельное спасибо подвеске — не подвела, системе охлаждения — не пустила температуру в красную зону, двигателю — тащил нас вверх на первой скорости еще и есть почти не просил. Домой в Зыряновск я вернулся на том же баке бензина, по датчику литров 5 оставалось, на одометре было 600 с небольшим километров.

Опубликовано в рубрике Авто, метки , . Прямая ссылка.

5 комментариев Рахмановские ключи. Восточный Казахстан. 2007г.

  1. Елена Высоцкая (Лебедева по мужу):

    Отдыхала как-то на Рахмановсктх ключах по путёвке, по моему в 92-93 году. Была и осталась в восторге. Я вообще тащусь от природыКазахстана, как-же мне его не хватает!!!

    • Извините за вторжение, но я нечаянно попал на Ваш комментарий: «Я вообще тащусь от природы Казахстана, как-же мне его не хватает!!!»
      Елена, в чем же дело? Организуйте группу единомышленников и вперед на Восточный Казахстан! Да, в прошлом году в июле месяце, я был в тех местах с группой туристов и на Рахмановских Ключах так же побывали, уж очень нам понравилось! Особенно Бухтарминское водохранилище, с его теплой и чистой водой и прекрасными местами для отдыха!
      Или присоединяйтесь к нашей компании.

  2. Замечательный фото отчет автотуристов, большое Вам спасибо! Классные фото!
    Посмотрел и как будто вновь проехал по этому маршруту, до боли всё знакомое и пережитое: пейзажи и места, в июле 2012 года мы проехали группой из Алтайского края. Хотел делать подобный фото отчет на своем сайте, все ждал фотографии от участников нашего путешествия, а тут набрел в Инете на Ваш отчет и … .
    Не стал, не хочу повторяться. Еще раз, спасибо!!!

    • crystalik:

      Артур, пишите здесь. Больше отчётов, больше опыта. Тем более, что вы через 5 лет после нас там были, многое поменялось наверное. Ждём.

  3. Александр:

    Мы с женой тоже отдыхали, очень понравилось… Жалко потеряли номер сотового телефона местной жительницы ЕЛЕНЫ ФЕДОРОВНЫ. Может у кого есть ее номер поделитесь…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>