На Байкал на Патриоте. 2010 г.

06.07

Собирались выехать в 7 утра, в итоге из города выехали только в 10, и поехали по м-53. В 14-00 были в Кемерово, там немного поплутали, постояли в пробках, в общем город прошли почему-то не так легко, как в прошлые разы. Возле кафешки, в которой перекусывали за Кемерово обнаружили статую писающего шахтёра и лебедей из автомобильных покрышек – стремление к прекрасному налицо, а вот сама кафешка так себе.

Статуя «Писающий шахтёр» — произведение неизвестного кемеровского автора.

Около 17-00 «сломались» недалеко от Мариинска – машина начала дёргаться, как оказалось, закончился бензин в правом баке, а перекачка из левого не работала. Разобравшись в чём дело, залили в правый бак пять литров из канистры и доехали до Мариинска, где заправились. Впоследствии перекачка глючила ещё не раз, поэтому старались заправлять правый бак почаще. Около 21-00 поужинали перед Ачинском в кафе М-53 – неплохое кафе, опрятное и вкусное. Около 24-00 поняли, что дальше ехать сил нет, свернули с трассы буквально метров 15, и встали на ночёвку на косогоре рядом с просёлочной дорогой. Разобрали одну палатку на всех, и легли спать. За день прошли 750 км.

07.07

Выехали около 8 утра. Красноярск прошли по объездной, над городом висел ужасный смог. В Красноярском крае, как показалось, очень много российского автопрома, в частности на трассе достаточно часто встречались Патриоты. Около 11-00 машина стала себя странно вести — пошла вибрация, и при попытке проехать назад-вперёд под машиной что-то бахнуло, и ехать она перестала вовсе. В итоге выяснилось, что повылетали болты крепления заднего кардана к раздатке, а последний из них и вовсе отломился. После непродолжительной возни около 12 часов дня кардан был снят, обернут в плёнку и возложен в салон на пассажирский пол, а мы на переднем приводе потихоньку поехали дальше искать СТО. На этом отрезке, кстати, БК показывал самый низкий расход топлива – около 9,7 литра на сотню :) (ехали 60-70 км/ч).

Кардан взят!

Пока ехали, произошло ещё одно событие – едем потихоньку в горочку, вдруг что-то ужасно загрохотало, и, судя по звуку, оторвалось. Миша остановился, чтобы посмотреть что случилось, ставит машину на ручник – а ручника-то и нет :) В общем, отвалился барабан ручного тормоза – как оказалось, он крепился теми же болтами что и кардан :) Подобрали барабан, положили в салон и поехали дальше. Заехали в Канск, на первом попавшемся СТО сказали мол, ничем помочь не можем, заняты да и вообще не наш профиль, мол ищите дальше. Тут на другой стороне дороги был замечен серебристый Патриот, Миша пошёл к нему спрашивать, где можно починиться. За рулём Патриота сидел гвардии капитан Алексей П., который сопроводил нас через весь город на СТО, уговорил мастеров нас принять, съездил с Мишей за болтами для крепления кардана, в общем уехал он дальше по своим делам только когда наша машина была на ходу. Ещё раз огромное ему спасибо! Так что если кому нужно починить Патриота в Канске, записывайте адрес: посёлок Ремзавода, 26, а там уже на проходной спросите, к кому обращаться. Около 16-30 выехали из Канска.

Примерно в 19-00 встали на ночёвку на протоке р. Бирюса. На самой Бирюсе была куча народу различной степени опьянения, и куча оголтелых комаров, но мы пробрались по малопроезжей дороге на протоку, и встали там. Как ни странно, комаров там было в разы меньше чем на самой реке, хотя вода в протоке стоячая, очень тёплая и вокруг много деревьев. Долго купались, мылись, спокойно поужинали и легли спать. За день прошли всего около 450 км.

Утро на протоке Бирюсы

08.07

Утром завтракали, ещё купались, в общем выехали поздно, около 9-30. Примерно за Тайшетом начался строящийся участок трассы – местами древний асфальт, местами будущий асфальт, т.е. по сути очень широкая грунтовка, жутко пыльная и с камнями. Седаны и фуры пробирались там со скоростью 10-20 км/ч, мы ехали достаточно бодро, 40-50 км/ч, за что вскоре и поплатились – около 12-00 пробили заднее колесо, как выяснилось позже на шиномонтажке – в трёх местах :) Около 13-30 доехали до шиномонтажки в Нижнеудинске, заклеили и поехали дальше. Бензин там стоит уже 23,50 (в Новосибирске 20-21 рубля).

Участок м-53, проходящий через Нижнеудинск – всё таже пыльная грунтовка, порой казалось что мы едем не туда, и что трасса хотя бы в городе должна выглядеть как трасса, но фиг-то там :) Около 16-30 заправились в Тулуне, опять перестала работать перекачка. Поужинали около 18 часов в кафе «Дорожное» на выезде из Шерагула – таких конских порций супа мы ещё не видали, тарелка с литр наверное, не меньше :) Очень вкусно к тому же. На участке от Канска до Тулуна не так много заправок – весь этот участок мы ехали на одном баке, и немного нервничали.:)

Около 22-00 (а по местному времени было уже 24-00), свернули к Ангаре возле деревни Кочериково, встали там на стоянку. Место совершенно поразительное – абсолютная тишина (хотя совсем недалеко деревни), полное небо звёзд, река гладкая, как стекло, ни комаров, ни оводов, ни птиц – полная тишина! У реки очень интересные берега – как будто каменные ступени. Если посветить в воду возле самого берега, то на этих «ступенях» можно увидеть кучу маленьких рыбок (типа бычков), которые достаточно лениво реагируют на тычки пальцем :) Поужинали, долго смотрели на звёзды, потом небо начало потихоньку затягивать и мы пошли спать.

09.07

Проснулись в 8 утра (время новосибирское, т.е. по иркутскому времени это было уже 10 утра). Неспешно позавтракали, прогулялись по берегу Ангары – чуть дальше от места стоянки на берегу обнаружили неглубокие гроты, Вера отважилась искупаться, хотя вода была довольно холодная. Немного протёрли машину и двинули дальше.

Наш лагерь на Ангаре

Берег Ангары — каменные ступени, уходящие в воду.

Берег Ангары

Берег Ангары

Довольно долго плутали по Иркутску: забавная кстати ситуация – в Иркутской области очень любят указатели, т.е. если вблизи от трассы есть населённый пункт, на него стоит не менее двух, а чаще три указателя. Причём все они довольно большие. В самом же Иркутске указателей на выезды из города мало, они небольшие и часто скрыты в деревьях и кустах :) Плюс мы попали в район односторонних улиц, что тоже добавило хлопот – один раз указатель проехал, и тащишься по односторонней в поисках обратной дороги :) Односторонние улицы довольно широкие, по три-четыре полосы, в городе много пробок. В общем, поплутав часа полтора, а то и два, мы наконец выехали в сторону Листвянки.

Дорога до Листвянки очень хорошая, идёт по горкам, но без серпантинов, то есть практически прямая. По правой стороне периодически виднелись заливы Иркутского водохранилища. И вот наконец мы увидели Байкал! Увидели мы его в густом тумане :) . Однако, несмотря на туман, вокруг было очень красиво, периодически вдалеке проплывали еле видимые за туманом суда, кричали чайки.

Корабль в тумане

Иркутское водохранилище — туман, рыбаки.

Закат над Иркутским водохранилищем

Сама Листвянка представляет собой пос. Чемал, возведённый в квадрат :) Посёлок вытянулся вдоль берега Байкала, главная (и практически единственная) улица с одной стороны ограничена прибрежной полосой Байкала, с другой стороны застроена гостиницами-кафе-рынками-сувенирными лавками и прочими объектами цивилизации. Народу пресс, все ходят по проезжей части вдоль, поперёк, по диагонали, зигзагами и вообще как угодно. Часть пляжа Байкала огорожена забором, там стоят беседки и можно культурно кушать шашлык и алкоголь за бешеные деньги :) Мы хотели попасть в музей Байкала, но поскольку время было уже относительно позднее (около 15-00, по иркутскому 17-00), то решили что в музей пойдём завтра с утра.

Немного прогулялись по посёлку, полюбовались с пирса на знаменитую прозрачную байкальскую воду – действительно, дно видно на очень большой глубине! Купили на местном рынке омуля х/к по 150 рублей за штуку, взяли местного пива и поехали искать место стоянки. Поскольку в Листвянке дорога заканчивается, а стоять возле неё никакого желания не было, мы вернулись немного назад в сторону Иркутска и встали на ночлег у деревни Большая речка на берегу водохранилища, в берёзовом лесу. Примерно посредине водохранилища простиралась полоса тумана и она постоянно потихоньку ползла в сторону Иркутска.

Туман над Иркутским водохранилищем

Вообще тумана было то больше, то меньше, но совсем он никуда не исчезал, и противоположный берег водохранилища нам толком разглядеть не удалось. Расположились, приготовили шикарный ужин, который хорошо дополнила росшая вокруг очень вкусная черемша, и отметили наше прибытие на Байкал :) Ночью в воде, если посветить фонариком, можно было видеть плавающих омулей :)

10.07

Встали рано, в 5-30 (7-30 местного времени). Много тумана, по реке плавают рыбаки на моторках. Позавтракали, и в 8-00 (10-00 по местному) приехали в Листвянку и пошли в музей. Музей расположен почти на самом въезде в Листвянку, рядом с ним небольшой дендропарк. В музее до 11 утра льготное время и билеты дешевле – обычная цена кажется 250 рублей за взрослый билет, а с утра – 180. За съемку фотоаппаратом берут дополнительные деньги, что-то около 100 рублей. В стоимость билета входит посещение всех экспозиций, дендропарка и виртуальное погружение на батискафе на дно Байкала, но можно купить билеты отдельно на каждую экспозицию. Музей очень небольшой, начинается он с аквариумов, в которых показана байкальская живность. Больше всего нам понравились конечно же нерпы, их в музее две, они лениво смотрели то на нас, то на дверцу в вольере, через которую их по-видимому кормят :) Плавать совершенно не хотели, мы стояли возле них довольно долго, но так и не дождались.

Нерпа в Лимнологическом музее (Листвянка). Очень толстые и ленивые существа, плавать для нас они совсем не хотели :)

На третьем этаже музея небольшая экспозиция, рассказывающая об озере, этапах его исследования, геологическом строении, обитателях и т.п. Отдельная комната повсящена глубоководным исследованиям озера, там стоят акваланги первопроходцев. На мониторах показывают видео погружений аппарата Мир. Вернувшись на первый этаж, мы совершили виртуальное глубоководное погружение на дно Байкала, аттракцион занимает около 15 минут, смысл в том, что ты сидишь в маленькой комнатке, на стенах которой расположены «иллюминаторы» (круглые дырки, а за ними мониторы) и в них показывают всякую типа глубоководную жизнь. После музея прогулялись по дендропарку, постояли на обзорной площадке с видом на Байкал. Байкал, однако, по-прежнему был в тумане.

В дендропарке есть обзорная площадка с видом на Байкал. Но нам Байкала по-прежнему не видно :)

Около 10-00 двинули дальше, так как всем хотелось ещё посмотреть на Байкал, но не хотелось в Листвянку, решили доехать до селения с дивным названием Большие Коты. Однако, не отъехав и пяти километров от Листвянки мы поняли, что дорога не сахар – начались лужи и колеи, сначала с крепким дном, потом хуже и хуже, и наконец машина свалилась в колею и села на мосты. Пока Миша разворачивал спасательные работы, а я промеряла лужи и смотрела, что нас ждёт дальше, на параллельной дороге за кустами тоже кто-то сел. Я сходила к ним уточнить, в Большие коты эта дорога или нет, они сказали что да, и удивились какого чёрта новосибирских туристов сюда занесло :)

По дороге в Большие Коты пришлось немного помесить грязь :)

Но месили недолго — мимо проезжали иркутские джиперы и вытянули нас.

Поскольку у них была лебёдка, они довольно быстро вытащились из своей лужи, потом, проломившись через кусты, вытащили нас, за что им огромное спасибо! Пока вытаскивались, мимо проехали местные на лошадях и квадроциклах, сказали что дальше будет ещё хуже и без лебёдки там делать совершенно нечего. Послушав их советов, мы решили возвращаться и поехать уже на Ольхон предаваться пляжному отдыху. Наши спасители уехали пробираться в Коты, мы развернулись в сторону Листвянки и застряли в колее на другом конце поляны :) На сей раз было проще –  выехали враскачку. На этих приключениях потеряли два часа и к тому же забыли в лесу лопату :)

Второй проезд через Иркутск прошёл менее сложно, и мы поехали на Ольхон. Только вместо того, чтобы ехать по нормальной трассе, мы решили поехать через деревню Малое Голоустное, и далее через посёлок Бугульдейка. В общем, дорога, начиная от Иркутска, плавно становилась хуже – сначала асфальт, потом грунтовка, потом просто просёлочная дорога, потом пошли колдобины, и их становилось всё больше. Около 21-00 по местному времени перед очередной суперколдобиной мы остановились подумать о жизни вообще и в частности о том, стоит ли нам дальше ехать по этой дороге. В это время с той стороны колдобины выехал мужичок на стареньком мотоцикле, на вопрос «а как там дальше» сказал что жопа только начинается и дальше будет хуже. Сам он пару дней назад оставил в этой колдобине глушитель (глушитель и правда лежал в кустах, блестящий, красивый, но изрядно помятый). В общем его вердикт был таков – проехать вы конечно проедете, но оно вам надо? :) Сказал, что раньше эта дорога была неплохой, но с 90-х годов она фактически заброшена и пришла в полный раздрай. Он местный, но на Ольхон ездит по трассе через Иркутск. Мы решили его послушать и завернули обратно, решив ехать всю ночь и добраться до парома на Ольхон – по слухам, там ужасные очереди, и наверное если мы приедем к парому ночью, то так будет лучше. Вернувшись через Иркутск, наконец встали на верную дорогу и поехали к Ольхону.

Трасса Р-418 крайне небогата придорожными кафе, да и те что есть больше похожи на придорожные кабаки с бухлом и дискотекой, чем на едальни. Почти отчаявшись поесть первый раз за день, мы свернули к очередной вывеске «Кафе Долина» — на придорожной стеле сияла надпись «Открыто», однако на вывеске у дверей было написано что они работают до 22-00 (а было уже 24-00). Однако сама дверь кафе была открыта, и несмотря на поздний час нас покормили прекрасным пловом и пельменями. Ободрённые ужином, поехали дальше, по ночной степи, и буквально через 30 км первый и единственный раз за эту поездку нас остановили гаишники. Документов проверять не стали, попросили быть понятыми в описи повреждений автомобиля, который подвергся нападению коня. Конь видимо на немалой скорости выбежал из степи, боднул машину и ускакал дальше по своим делам, у машины – разбитое правое переднее стекло, помятая дверь. После этого случая старались ехать не сильно быстро, к тому же дорога, свернув из степи в горы, стала изобиловать крутыми поворотами. Кстати, в Усть-ордынском округе совершенно не принято переключать дальний свет на ближний, что не очень приятно.

Наконец, около 5 утра по местному времени мы добрались до посёлка МРС и встали в очередь на паром. В очереди уже было четыре машины, первый паром ожидался в восемь утра. Миша лёг спать, мы забрались на утёс возле парома, смотрели на Малое море и ждали рассвета. Место там очень красивое – бухты и холмистые мысы пролива и Ольхона плавно уходят вдаль, сам утёс довольно высок, заканчивается обрывом, а внизу – прозрачная байкальская вода. Ближе к рассвету в заливе появились нерпы, и плескались почти под самым обрывом, однако сфотографировать их не получилось – расстояние вниз, до воды было метров 50.

Рассвет над проливом Малое море

Рассвет над проливом Малое море

Причал парома у посёлка МРС.

В заливе плавали нерпы. Но поскольку расстояние до них было довольно большим, сфотографировать удачно их не удалось.

11.07

В восемь часов утра по местному времени паром повёз нас на Ольхон. На пароме познакомились с иркутянином Вячеславом, он рассказал нам, где на Ольхоне стоит побывать, рассказал что с бензином на острове туго, есть всего одна заправка и ценник там около 30 рублей за литр 92-го. Однако, мы эту заправку так и не увидели, видимо, местные её прячут. Паром на остров бесплатный, очереди там в более пиковое время, когда вода в Малом море прогревается. Пятнадцать минут на пароме – и, ура! – мы на Ольхоне. Вокруг сухая степь с покатыми холмами, бухты и утёсы. Забравшись на один из утёсов, мы позавтракали и немного отдохнули. На утёсе обосновались полчища ласточек и чаек, одна из чаек решила, что мы пришли на её территорию и даже немного пыталась нас атаковать.

Ольхон, Шебетский залив.

После завтрака, движемся вглубь острова в посёлок Хужир – самый большой населённый пункт на Ольхоне. Посёлок довольно сильно заточен под туристов – везде сдаются комнаты, домики, но народу в разы меньше чем в Листвянке. В одной из таких мини-гостиниц мы заказываем баню и сдаём в стирку вещи. Пока топилась баня, съездили посмотреть местную достопримечательность – Шаман-скалу на мысе Бурхан. Согласно местной мифологии, это сакральное место, а в пещере в скале живёт дух-хозяин острова Ольхон.

Ольхон, Скала Шаманка.

Скала Шаманка (она же мыс Бурхан)

Ольхон, Сарайский залив

Пейзажи там очень красивые – скалистые мысы, песчаные пляжи, бухты с чистейшей водой лазурного цвета, переходящего в густо-синий. Однако вода довольно холодная, местные жители и туристы в основном загорают, а купание происходит так: зайти в воду по колено, намочить руки, похлопать ими себя по телу – и обратно, загорать :) Освежившись в бане, встали на стоянку неподалёку от Хужира и рухнули спать.

12.07

Осматривали местные достопримечательности: мыс Хобой, мыс Саган-хушун, деревня Узуры.

Мыс Хобой — самая северная точка Ольхона.

Мыс Хобой. Местные жители предлагают экскурсии к мысу как по земле, так и по воде :)

Ольхон, мыс Дамнурий.

Решили что тратить ещё один день на острове смысла нет, доехали до полуострова Кобылья голова и встали на ночлег неподалёку от единственного на весь полуостров дерева.

Кобылья Голова. Это, пожалуй, единственное дерево на весь полуостров :)

13.07

Утром встали рано – первый паром отходит с острова в 7-20. На этот раз на всём пароме было всего четыре машины, а вот со стороны материка очередь была уже довольно значительной. Позавтракав в «Долине» довольно резво добрались до Иркутска, и выехали на трассу М-55 в сторону Улан-Удэ. За Иркутском начался горный участок дороги – многочисленные спуски, подъёмы, серпантины, очень много мест, где обгон запрещён. Впрочем, местные на такие условности особо не заморачиваются и обгоняют где хотят, особенно бодро ездят микроавтобусы Ssang Yong Istana – здесь они заменяют роль Газелей на междугородних перевозках. Практически у всех таких автобусиков на крыше обширные багажники, забитые всяким шмурдяком. Примерно в 15-40 по местному времени серпантины внезапно закончились и открылся чудный вид на залив Култук – южную оконечность Байкала. Было несколько туманно, но виды тем не менее открывались отличные. Сразу же на выезде с серпантинов на горе стоит кафе, в котором мы и пообедали, попутно наслаждаясь окрестными видами. Погода понемногу портилась, понемногу накрапывал дождь, туман сгущался.

Дальше трасса идёт почти по берегу Байкала, впрочем, места там довольно лесистые и само озеро видно далеко не всегда :) Дорога проходит по горам, пересекая множество рек, впадающих в Байкал. Реки очень чистые и с холодной водой, а вдали над ними – горы в тумане.

Доехав до реки Осиновая, что за деревней Выдрино, проехали в сторону озера и встали на берегу. Берег здесь каменистый, но палатки поставили без труда. За полосой пляжа в сторону гор идёт заболоченная дельта реки, несмотря на то, что вода в реке течёт очень медленно, дно реки видно очень хорошо, и река весьма глубока. Место для стоянки было наезженное (видимо, местными рыбаками), там стоял большой стол, скамья из древесного ствола. К вечеру распогодилось, дождь прекратился, туман рассеялся и даже стало возможным разглядеть противоположный берег Байкала. Если верить карте, то как раз напротив нас должна была быть Листвянка :)

14.07

Долго спали, завтракали, гуляли по окрестностям. Нашли заброшенную дорогу и остатки двух разрушенных мостов, видимо когда-то здесь и шла дорога до Выдрино, по которой мы сначала хотели было проехать оттуда на стоянку. Вода в Байкале здесь довольно тёплая, но не очень чиста – место это называется губа Мамай и глубина воды здесь небольшая, поэтому видимо вода прогревается и в ней растут водоросли. Выехали со стоянки только около 18 часов по местному времени. Вообще сначала мы хотели проехать дальше и посмотреть восточный берег озера, но поняли, что по времени уже не успеваем и решили двигать в сторону Иркутска, а по дороге немного углубится в горы и завернуть на Аршан. Доехав до Тункинской долины, встали на ночёвку в лесу недалеко от трассы.

Губа Мамай, южный берег Байкала.

Устье реки Толбазиха.

15.07

Утром поехали дальше в сторону Аршана. Красивейшая долина – плоская как стол, а по сторонам вздымаются горы: с востока невысокие лесистые отроги хребта Хамар-Дабан, с запада – более высокие, скалистые Тункинские гольцы, укутанные облаками.

Тункинская долина.

Тункинская долина, дорога к Аршану. Впереди — отроги Восточных Саян.

Аршан – типичный курортный курорт со всеми вытекающими :) Гостиницы, ночные клубы, рынки – всего этого там вдоволь. Минеральный источник совсем невелик и вода из него льётся медленно, поэтому вокруг источника довольно внушительная очередь, народ переругивается в стиле «вас здесь не стояло» и «надо было в шесть утра очередь занимать!» :) Лес утоптан до камней, стволы деревьев обвязаны ленточками на высоте больше человеческого роста. Воды мы набирать не стали, немного побродили по окрестностям, но так как народу было много, решили сворачиваться и ехать домой. Где-то рядом вроде как есть потухший вулкан, но мы толком не знали где он, поэтому искать не стали. К тому же, потух он 15000 лет назад, поэтому сейчас вулкан в нём опознать наверное не так-то просто :)

Дорога по долине местами не очень, на одной из кочек что-то в багажнике звякнуло и в салоне резко завоняло пивом :) Оказалось, разбилась стеклянная бутылка, которую мы купили ещё в Листвянке и всё это время возили с собой :) пивом потом попахивало до самого Новосибирска. А ещё в долине очень наглые коровы – они не просто ходят по дороге, они там стоят, причём целыми стадами, в результате чего дорога превращается в навозную кучу. Впрочем, их можно понять – по обеим сторонам дороги идут заборы, видимо призванные оградить поля от этих самых коров.

На обратной дороге купили в Култуке омуля (небольшой киоск по дороге с Аршана, называется «Омулёвъ» — у них вроде как свой небольшой завод, рыба очень вкусная и цены нормальные.). Пообедали в кафе со смотровой площадкой, и двинулись в сторону Иркутска. В Шелехове прошприцевались, поменяли масло в коробке (ещё в Новосибирске было уже пора :-) ), и доехав до Кочерикова встали на ночлег.

16.07

Проспав чуть не до обеда, выехали около 12 часов по местному времени. Обратная дорога проходила без приключений. Перед Канском нам навстречу проехали три  Унимога из Off Road Master Club – они поехали покорять Саяны. Заночевали за Канском, неподалёку от трассы. За день прошли около 700 км.

17.07

Выехали в 9-00 по новосибирскому времени, ехали без приключений, и около 23-00 были дома. За день прошли примерно 1000 км.

В общем, за всю поездку  накатали около 6000 км, на бензин ушло 16000 (при цене бензина от 21 до 24,50 рублей), средний расход за поездку, если верить БК, 11,7 литра.

Сама поездка крайне понравилась, хотя ездили мы несколько бестолково – если б не тратили время на Листвянку, Большие Коты и Голоустное, то вполне успели бы съездить до восточного берега Байкала. Листвянку можно не посещать, кроме музея делать там нечего. А вот Ольхон – действительно жемчужина Байкала, его стоит посетить, и возможно не раз. Несмотря на несколько выматывающую дорогу, отдохнули мы хорошо и вернулись какие-то  подзаряженные энергией :)

Опубликовано в рубрике Авто, метки , , . Прямая ссылка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>